Злых зле погубит. Проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице

Злых зле погубит. Проповедь в Неделю 13-ю по ПятидесятницеВ храме, где учил Христос, приступили к Нему иудейские первосвященники и старейшины. Зная Его дела, они спросили: “Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?”. Христос, не отвечая на этот вопрос, задает им встречный: “Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?” Первосвященники и старейшины, посоветовавшись между собою, не дали ответа. Они боялись, что если скажут, что крещение Иоанново было с небес, то Христос спросит: почему же тогда вы не поверили ему? А если скажут, что от человеков, то будут иметь неприятности от народа, почитавшего Иоанна за пророка (Мф.21,23-27). После этого Христос рассказал им несколько притчей. Одну из них мы только что слышали. Один человек насадил виноградник, устроил все для производства вина и, отдав это виноградарям, отлучился. Пришло время, и он послал своих слуг к виноградарям получить плоды. Виноградари учинили смертную расправу над посланными. Хозяин послал своего сына в надежде, что виноградари постыдятся сына. Но виноградари решили: пойдем, убьем сына-наследника и завладеем его наследством. И, схватив, вывели его из виноградника и убили. Христос, обращаясь к книжникам и фарисеям, спрашивает: “Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?” Говорят Ему: “Злодеев предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды вовремя” (Мф.21,33-41).

Под виноградником Церковь разумеет богоизбранный народ; точило, приготовленное для изделия вина, - ветхозаветная Церковь, злые виноградари - это старейшины, книжники и фарисеи. Господь призвал народ, поставил для него руководителей, которые должны были возделывать этот духовный виноград и умножать его плоды во славу Отца Небесного. Он посылал к ним пророков, которые, обличая грехи и пороки, призывали к чистоте и правде. Пророков не желали слушать, их гнали, побивали камнями, убивали. Наконец, послан был Сын Отца Небесного, Которого вывели из Иерусалима и убили.

Если притча Христа Спасителя относится к иудейским старейшинам, если она обличает их коварные и неправедные дела, то какое отношение к ней имеем мы, нынешние христиане? Может быть, это давно устаревший евангельский рассказ, и не больше? Ни одно евангельское слово не стареет: как Христос вечен и неизменен, так вечны и неизменны Его слова.

Каждому из нас Господь дает все блага жизни, дает виноградник и ждет плодов. Многие из нас очень спокойно забывают о том, что мы всегда в ответе перед своей совестью и, главное, перед Хозяином-Богом. Мы бываем спокойны и, приходя на исповедь, наивно рассуждаем: я никого не убил, никого не обокрал, в чем мне, собственно, каяться? Уподобляясь злым виноградарям, мы забываем главное: что необходимо извлекать пользу из всех благодеяний Господних и воздавать Ему плоды хвалы и благодарения, плоды труда и добродетельной жизни.

В притче речь идет о законе праведного воздаяния. Каждому из нас Господь воздаст по делам, как воздал Он в итоге злым виноградарям. И к нам Бог посылает ангелов-хранителей, наставляющих нас на всякое добро, внушающих нам творить волю Божию. Посылает и пророков, говорящих через Откровение, обличающих нас и научающих правде Божией. Мы отвергаем и ангелов, и пророков, не читаем слово Божие, не слушаемся Церкви, не внимаем совести, ищем только и прежде всего земного, забывая о небесном. Господь посылает к нам святых угодников и добрых людей, окружающих нас, но мы отвергаем и их пример святости и правды, не любим, когда нас поучают и наставляют, раздражаемся, когда нам делают замечания, злобствуем, когда кто-то из нашего окружения преуспевает в добре. Господь вещает нам через святую Церковь, воспитывает нас ее учением и уставами, но мы бываем глухи и к Церкви, отвергая ее материнскую любовь. Если и приходим в храм Божий, то занимаемся не тем, чем нужно заниматься, тратим свое дорогое время, забывая, что каждая минута жизни должна оправдываться добрыми делами. В храме ведем ненужные разговоры, осуждаем, мешаем себе и людям. Здесь, в этой тихой пристани житейского моря, не успокаиваемся, не ищем встречи с Богом.

Закон праведного мздовоздаяния неотвратим для каждого из нас, беспечного, ленивого, греховного и нерадивого. Господь поступит с каждым так, как поступил со злыми виноградарями. Таков закон естественный, таков закон и духовный: ничто бесследно не проходит, за все и все несут ответственность. За слово и за дело, за всю прожитую жизнь надо будет дать ответ Праведному Судии.

Внимая учению Христа Спасителя, будем, братия и сестры, более внимательны к своей жизни и ко всему, что имеем, созидая дело нашего спасения.

Аминь.