Национальные чувства в Церкви


Национальные чувства в Церкви

 

Церковь, членами которой мы с вами являемся, — это единый вселенский богочеловеческий организм. Будучи, по словам апостола Павла, телом Христовым, она соединяет в себе два естества — божественное и человеческое - с присущими им действиями. Церковь связана с миром своей человеческой, тварной природой. Проявлениями этой природы являются такие явления в Церкви, как национальная принадлежность и патриотизм ее членов.

Вселенский характер Церкви не означает того, что христиане не имеют права на национальную самобытность, национальное самоопределение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенские основы с национальными. Так, Православная Церковь, будучи Вселенской, состоит из многих Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, осознавая себя гражданами Небесной Отчизны, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель Церкви Господь Иисус Христос не имел земного пристанища и указывал на то, что принесенное Им учение имеет не локальный и не национальный характер: «Наступает время, когда и не на этой горе, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин. 4, 21). Он, однако, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Разговаривая с самарянкой, Он подчеркивал свою принадлежность к иудейской нации: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4, 22). Иисус был лояльным подданным Римской Империи и платил налоги кесарю. Апостол Павел, который в своих посланиях учил о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он — «Еврей от Евреев» (Флп. 3, 5), а по гражданству — римлянин.

Культурные различия народов проявляются в литургическом и другом церковном творчестве, в особенностях христианского быта. Все это создает национальную христианскую культуру. Среди святых, почитаемых Православной Церковью, много таких, которые прославились любовью к своей земной отчизне и преданностью ей. Одним из примеров этого является мученический подвиг святого великомученика Димитрия Солунского, «доброго отчизнолюбца», который так сказал о родине своей - городе Солуни: «Господи, если погубишь город этот, то я с ним погибну, а если спасешь, то и я с ним буду спасен». Во все века Церковь призывала своих чад любить земную отчизну и не жалеть жизни для ее защиты, если ей угрожала опасность.

Христианский патриотизм нации одновременно проявляется как патриотизм этнического сообщества и как патриотизм сообщества граждан государства. Православный христианин призван любить свою отчизну, которая имеет территориальное измерение, и своих братьев по крови, которые живут по всему миру. Такая любовь является одним из проявлений выполнения заповеди Божией о любви к ближним, что включает любовь к своей семье, единоплеменникам, согражданам. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отчизны от врага, в труде на благо отчизны, заботе об упорядочении жизни народа, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда общество, гражданское или этническое, является вполне или по большей части моноконфессиональным православным, оно в известной мере может восприниматься как единая община веры — православный народ.

Однако национальные чувства могут быть причиной негативных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия (нетерпимость), национальная исключительность, межэтническая вражда. В своих крайних проявлениях эти явления нередко приводят к ограничению прав человека и национальных меньшинств, к войнам и другим видам насилия. Разделение народов на лучших и худших, унижение любого этнического или гражданского сообщества противоречит православной этике. Тем более не согласуются с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или возводят веру в один из аспектов национального самосознания. Противодействуя таким греховным явлениям, Православная Церковь осуществляет миссию примирения втянутых во вражду наций путем переговоров с их представителями. Так, в межэтнических конфликтах она не выступает на стороне ни одной из конфликтующих наций, кроме случаев явной агрессии или несправедливости относительно одной из них.

2005 г.

Цитати

«Євхаристія обіймає Божественною любов’ю кожну людину, що прийшла у світ як творіння Боже, врятоване безцінною Кров’ю Христа Життєдавця. Вона живить його нетлінною їжею в прощення гріхів та вічне життя»