Смерть. (Перед отпеванием Наместника Троице-Сергиевой Лавры). 1982 г.

Смерть. Проповедь перед отпеванием Наместника Троице-Сергиевой Лавры. 1982 г.Смерть - это нечто неестественное, что страшит наше человеческое существо, с чем не может смириться наш человеческий разум.

В минуты, связанные со смертью, люди, даже обладающие сильной верой, часто отчаиваются или ропщут на Бога. Но Бог дал миру Сына Своего Единородного. Бог дал людям христианскую веру. Христианская вера - это надежда, это динамизм, устремленный в сверхвременное и сверхпространственное. Залог тому - воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Вслед за Христом, Которого апостол Павел называет «первенцем из мертвых» и Который сказал: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11,25), мы надеемся жить вечно, а это значит - пройти через смерть.

Смерть, как и все крестное дело Христово, для человеческого разума и холодной человеческой логики является абсурдом, но на кресте Христос побеждает этот абсурд. Он истинный Сын Божий и Сын Человеческий, на кресте Он меряется силой с грехом и смертью - и побеждает; «Дерзайте, Я победил мир», - говорит Он Своим ученикам и апостолам. И только благодаря Ему христиане единственные в мире верят в жизнь и в ее вечное торжество. Такая вера вдохновляет христиан во все моменты жизни: и благоприятные и неблагоприятные, и радостные и скорбные, и тогда, когда мы соприкасаемся с появлением жизни, и тогда, когда мы становимся очевидцами окончания земной жизни наших братьев.

Дорогой во Христе брат и друг, архимандрит Иероним! Своим молчанием в этом высоком и братском окружении ты сегодня преподносишь всем нам нужный и необходимый урок, жестокий и неизбежный, имеющий прямое отношение к каждому из нас. Судил Господь нам вместе с тобой на протяжении многих лет (тебе - 10, а мне - 9) в этой священной Лавре нести ответственное церковное послушание, возложенное на нас нашим священноначалием: тебе - наместником, а мне - ректором. В силу этого мне, может быть, больше, чем кому-либо другому, приходилось сотрудничать с тобой, входить в братские и служебные отношения. В силу этого мне ведомы твои человеческие недостатки, но мне также ведомы и твои высокие достоинства как христианина, как гражданина и как монаха, любившего монашество и преданного ему.

За несколько часов до той роковой минуты, с которой для тебя началось земное угасание, мы имели с тобой совместную молитву в этом святом храме и затем продолжительную братскую беседу, беседу, которую я сохраню в моем сердце и которая на долгие времена будет положительно сказываться и влиять на мое внутреннее расположение и душевное состояние.

Перед Богом, перед Его Святейшеством, перед всей братией, перед боголюбивым народом, окружающим твой гроб, я могу с уверенностью свидетельствовать, что ты был всецело предан Церкви, ты искренно любил Бога и людей, а это значит, что ты возлюбил многое, а это, в свою очередь, значит, что Господь милосердный и любящий любящих Его не лишит тебя вечной жизни, простит тебе вольные и невольные прегрешения и упокоит душу твою с праведными.

Молясь сегодня о тебе и о твоем вечном упокоении, мы сами себя и тебя Христу Богу предаем, возлагая нашу христианскую надежду на Него, ибо Он, смертию смерть поправ, сущим во гробех живот даровал.

Тем же убо, братия, помыслив нашу краткую жизнь, от души испросим у Христа усопшему упокоения, нам же-мира и Божественной милости.

Аминь.

Проповеди Блаженнейшего Митрпоолита Владимира (Сабодана)

Музей Блаженнішого Митрополита Володимира

Цитати

«Пастир за висотою морального життя покликаний бути подібним до Христа. Як в образі Іісуса Христа людство побачило втілення моральних ідеалів, так і в пастирях Церкви люди завжди прагнуть побачити здійснення високих етичних чеснот. Духовне життя, що наближає пастиря до Бога, дає йому духовне пізнання Бога»