Храм Господень
«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5,8).
Давид входит в храм по множеству милости Божией, и, войдя в дом Божий, обращается к Господину этого дома, к Богу. Следовательно, вхождение наше в храм не просто, это не только акт человеческой свободы и воли, это нечто большее, это одновременно действие Божественной воли. Общение человека с Богом предполагает существование и осуществление Божественной милости, Божественной воли наряду с человеческой свободой и волей. Именно богообщение как проявление воли Божией и свободной воли человека является целью вхождения человека в дом Божий.
Затем устами пророка Давида Ветхий Завет говорит нам о том, что храм-это дом Господа и что, следовательно, господство в нем принадлежит Богу. А поскольку храм является домом Божиим, то он свят, и поэтому мы ему поклоняемся. Итак, входящие в храм входят в дом Божий, вступают в общение с Господом и приобщаются Его святости. Далее. Поскольку храм есть дом Господа Бога и дом святой, вступление в него означает, что встреча божественной милости с человеческой волей завершается в нем высшим актом человеческой энергии, то есть поклонением и богослужением: «Поклонюсь святому храму Твоему».
Однако возникает еще один вопрос: как нам входить в храм? На это нам Священное Писание отвечает словами псалмопевца Давида: «В страхе Твоем». Здесь может возникнуть проблема. Значит, мои отношения с Богом держатся на страхе и моя встреча с Ним в храме является неким страшным делом?-Конечно, нет. Одно дело чисто человеческий страх, страх без Бога, и совершенно другое-страх Божий, именуемый по Священному Писанию началом мудрости. «Начало мудрости-страх Господень» (Притч. 1,7). Другими словами, здесь страх Господень имеет связь с божественной мудростью, которая, в свою очередь, имеет глубокую связь с радостью. В данном случае речь идет не о страхе и ужасе, вроде современного терроризма или чего-нибудь подобного ему, а о страхе Господнем, ужасе при одной мысли о том, что можно утратить причастность к Нему, лишиться радости и мира.
Именно этот взгляд на страх Божий был у отцов Востока и Запада, великих светильников и монахов, лежал в основе философии и богословия существования: в их разумении страх Божий это страх, как бы не потерять Источник жизни и радости.
С такими мыслями и чувствами мы должны входить в храм-место единения с Богом и постижения Его неизреченной славы. Пророк Исаия в год смерти царя Озии был удостоен чудесного видения, о котором в книге его говорится: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм (Ис.6,1). Дополнением к этому могут служить слова пророка Иезекииля, подтверждающие истину, что слава Божия открывается в доме Его: «И поднял меня дух, и ввел меня во внутренний двор, и вот, слава Господа наполнила весь храм» (Иез.43,5).
В храме, через который открывается слава Божия, присутствуем сегодня и мы. Вся наша жизнь - в служении, и венец этого служения есть слава Божия. Совершая престольный день храма, мы как члены Церкви говорим: «Слава Богу за все!».
От храма и славы Божией в нем, от пророков и пророческих слов мы переходим к главному-к Церкви. Церковь завершает и открывает Троичное Таинство славы Божией в богочеловеческом Теле Христовом и постоянном присутствии Духа Святого. Поэтому мы и усвояем храму название церкви, в стремлении выразить его содержание и прикоснуться к тайне его.
Церковь Нового Завета не является чем-то вне мира сего, не является чуждой народу. Через исповедание веры и крещение она собирает и присоединяет к себе людей, обожествляя их в богочеловеческом Теле Христовом. Поэтому никто из тех, кто однажды связал себя с Церковью, не остается органически чуждым и не связанным с Телом Христовым, потому что все мы-«тело Христово, а порознь-члены» (1 Кор. 12,27).
Итак, братия и сестры, окружающие алтарь, в котором совершается Божественная Евхаристия, «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф.2,19-22).
Свое слово к вам мне хотелось бы закончить словами любимого ученика Господа-Иоанна Богослова, которые он посвятил храму и Церкви в своем Откровении: «Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель-храм его, и Агнец» (Откр.21,22).
Мы, собравшиеся сегодня в этом храме Божием и пытающиеся прикоснуться к тайне связи Бога и человека, воздаем хвалу Богу и восклицаем: слава Вседержителю и Агнцу!
Аминь.