Дух целомудрия (Проповедь после 2-й части канона Андрея Критского)

Дух целомудрия (Проповедь после 2-й части канона Андрея Критского)Вчера мы останавливали свое внимание на первой части молитвы святого Ефрема Сирина, в которой просим Бога избавить нас от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Во второй части молитвы мы просим Бога дать нам то, что освящает и преображает человека: “Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему”.

Целомудрие заключает в себе цельность и мудрость, духовно-нравственную гармонию, абсолютную чистоту помыслов и поступков. Целомудренным можно назвать такого человека, который не только борется со страшными грехами, но и старается искоренять из своего сердца нечистые помышления и желания. Труд ?тот требует больших усилий. Сохранить целомудрие в жизни, в делах, в поведении, в рассуждениях, возвратить себе цельность и мудрость, если они были утеряны, - задача каждого человека. Усиленное желание быть целомудренным, сопряженное с подвигом поста, молитвы и покаяния, возвращало многим эту святую добродетель и это прекрасное, мудрое состояние. Пример тому - преподобная Мария Египетская и многие другие.

Целомудрие рождает смиренномудрие. Мы просим у Господа смиренной мудрости и мудрого смирения. Смиренномудрым может называться такой человек, который глубоко вникает в смысл своей жизни и своего человеческого назначения, сознает, чего от него ждет Господь, давший ему жизнь, дыхание и все. Такой человек анализирует свои поступки, оценивает поступки окружающих, бывает строг к себе и снисходителен к немощам других. Смиренномудрие открывает человеку глаза, возвышает его.

Гордость заслоняет человеку глаза, унижает, развращает его. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Смиренномудрый отчетливее сознает разрушительную силу духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Человек, обладающий целомудрием и смиренномудрием, реально оценивает добро и зло, знает, что жизнь - борьба, а совершенствование - целожизненный подвиг.

Требуются огромное усилие и терпение, чтобы сохранить себя в чистоте и правде, терпения-то мы и просим у Господа. Терпение - святая добродетель, без которой нельзя жить в этом мире. Ее освятил Сам Господь, многомилостивый и долготерпеливый. Терпение смягчает житейские трудности, избавляет от раздражения и отчаяния, рождает мужество, укрепляет надежду на помощь свыше, на оружие святого креста, на свои собственные силы, которые Бог благословляет и укрепляет. Терпение рождает спокойствие, рассудительность, смирение, богомыслие и молитву. Претерпевший до конца, по слову Евангелия, - спасется.

Терпение тесно связано с любовью, которая венчает все. Святой апостол Павел говорит: “Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы” (1 Кор.13,3). Молитвой преподобного Ефрема Сирина мы просим у Бога: “Дух... любве даруй ми, рабу Твоему”. Любовь - это не только добродетель. Это сама сущность жизни. Бог есть Любовь и по имени, и по существу. Любовь соединяет человека с Богом, Источником любви. “Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит” (1 Кор. 13,4-7). Вот что такое любовь, о которой мы просим в эти святые дни, дни молитвы и покаяния. Без любви к Богу и людям напрасен будет наш пост и подвиги.
Господи! Даруй же нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве.

Аминь.

Проповеди Блаженнейшего Митрпоолита Владимира (Сабодана)

Музей Блаженнішого Митрополита Володимира

Цитати

«Пастир за висотою морального життя покликаний бути подібним до Христа. Як в образі Іісуса Христа людство побачило втілення моральних ідеалів, так і в пастирях Церкви люди завжди прагнуть побачити здійснення високих етичних чеснот. Духовне життя, що наближає пастиря до Бога, дає йому духовне пізнання Бога»