Верую, Господи, помоги моему неверию (Неделя 4-я Великого поста)

Верую, Господи, помоги моему неверию (Неделя 4-я Великого поста)Сегодня святое Евангелие повествует об исцелении Господом Иисусом Христом одержимого бесом юноши. Это повествование убеждает нас в важности и необходимости веры, молитвы и поста. “Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему”,-ответил Христос Спаситель отцу, который привел к Нему своего больного сына. Все испробовал несчастный отец, чтобы помочь своему сыну, но желанного результата не было. Услышал, наконец, бедный родитель о чрезвычайном Чудотворце, Который врачует всякую язву в людях. Он пришел к Нему и взмолился: “Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам” (Мк.9,22). В ответ ему Христос говорит: “Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему” (Мк.9,23). И отец больного сына со слезами исповедует: “Верую, Господи, помоги моему неверию” (Мк.9,24). По вере отца Господь исцеляет его сына, изгнав из него духа немоты и глухоты.

Длительный период отделяет нас от того времени, когда мир имел счастье видеть Христа, слышать Его и получать непосредственно от Него милость, в которой всегда будут иметь нужду люди. Мы имеем такое же счастье, но дается оно не иначе как через веру, веру живую и спасительную, о которой Христос говорил: “Если можешь сколько-нибудь веровать, все возможно верующему”.

Многие из нас могут сказать: и мы ведь веруем, но почему же не всегда получаем по нашей вере? Ответ может быть следующий: потому что недостаточно верим; верим и сомневаемся; верим, а когда нам трудно, отчаиваемся; холодно верим или совсем не верим. Многие ли из нас могут сказать сегодня, что у нас есть такая вера, которая была у современников Христа Спасителя, вера, которая была у Его святых учеников и апостолов, у первых христиан? Есть ли у нас вера жены-хананеянки или расслабленного? Есть ли у нас вера Закхея? Есть ли у нас, наконец, вера, которую сегодня исповедовал Христу несчастный родитель больного сына? То была вера, которая занимала не только умы и сердца, а охватывала все человеческое существо; то была вера, которая заставляла людей забывать о пище, о питии, лишь бы слышать неизреченные глаголы Божественного Учителя; то была вера, которая заставляла людей забывать о семье, о доме, о всех земных привязанностях, помня только о том, что является единственным на потребу. О такой именно вере говорил апостол Павел: она спасала праведников, побеждала царства, творила правду, заграждала уста львов, угашала силу огня, укрепляла в немощах... (Евр.11). “Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит” (Ин.14,12). Можем ли мы сказать, что имеем такую веру? И имеем ли право недоумевать: почему же, веруя, мы не всегда получаем по вере своей?

Не уверовав по-настоящему в Бога, мы жаждем знамений и чудес. Требовали этого и современные Христу иудеи, забывая, как и мы сегодня забываем, что знамения и чудеса даются, по слову Христа, только настоящим верующим.

После исцеления бесноватого юноши апостолы спросили Христа наедине: “Почему мы не могли изгнать его (злого духа)?” Христос ответил: “Этот род не изгоняется ничем другим, как только молитвою и постом” (Мк.9,28-29). Эти слова особенно должны быть близкими и понятными для нас в священные дни Великого поста, когда Церковь призывает к подвигу воздержания, покаяния, молитвы и поста.

Как же надо молиться и поститься? Слово Божие говорит: когда ты молишься, затвори дверь своего сердца, сосредоточься на той беседе, которую ведешь с Богом, не говори ничего лишнего, не уподобляйся неразумным детям, просящим у родителей опасного жгущего огня или острого ножа. Когда молишься, не будь, как лицемер (Мф.6,5). Когда стоишь на молитве, прощай (Мк. 11,25) и т. д. То же самое можно сказать и в отношении поста. Чтобы пост был спасительным, он должен быть не только воздержанием в пище. Устами ветхозаветного пророка Исаии Господь учит, что, начиная пост, мы должны разорвать союз всякой неправды, избавиться от злобы, оказать помощь нуждающемуся, очистить свое сердце от злопамятства, лицемерия и т. д. Святая Церковь говорит, что “истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение...”

Внимая словам святого Евангелия, поразмыслив кратко о трех спасительных добродетелях, о вере, посте и молитве, будем благодарить Господа за все Его милости, которыми Он постоянно содействует делу нашего спасения.

Аминь.