Проповедь за вечерней перед чином прощения (5)


Блаженнейший Митроролит Владимир. Проповедь за вечерней перед чином прощенияМилосердный Бог, любящий человека и страдавший за него, сподобил нас, братья и сестры, еще раз прийти к порогу святого и Великого поста, называемого святой душеполезной Четыредесятницей.

Это время дается нам для покаяния и обновления. С чего же нужно начинать это обновление и как должен совершать его христианин? В этом помогает нам Сам Бог Своей животворящей благодатью. На этом пути руководит нами святая Православная Церковь Христова.

Врачебная наука дает целый ряд предписаний для того, чтобы человек мог подкрепить и сохранить свое физическое здоровье и избежать преждевременной смерти. И мы эти предписания тщательно изучаем, стараемся неукоснительно следовать им. Но кроме тела у нас есть и душа, которая тоже подвергается заболеваниям и даже смерти и о которой верующий человек, по велению слова Божия, должен постоянно помнить.

Болезнью, переходящей в духовную смерть, является грех с его тлетворными последствиями, грех, который отделяет душу от Источника жизни - Бога и лишает ее спасительной благодати.

Святые угодники, прошедшие путь подвига и достигшие вершины совершенства - таковыми исполнена святая Церковь, - дают нам примеры и наставления к духовному обновлению и совершенству.

Легче предотвратить грех, чем искоренить его. Чтобы предотвратить грех, необходимо человеку прежде всего избегать повода ко греху - дел, событий, лиц, обстановки и всего того, что может служить соблазном, переходящим в греховное падение. Чтобы предотвратить грех, необходимо человеку помнить о смерти, о неизбежности праведного Суда Божия, о всеобщем воскресении и жизни вечной.

Чтобы предотвратить грех, нужно воспитывать в себе силу воли и проявлять мужество и помнить о том, что думаем ли мы о чем - нибудь - думаем перед Богом, от Которого скрыться не представляется возможным; делаем ли мы что - нибудь - делаем пред очами Всевидящего и Вездесущего Бога; приходим ли мы к какому - нибудь решению - и это все перед Богом (1 Ин.3,20), стоим или падаем - тоже перед Ним.

Предотвратить грех и избавиться от духовной болезни помогает человеку твердая вера и христианская надежда. Как важно смотреть на все и оценивать все очами веры. Вера и надежда приводят к истинному покаянию, праведной жизни, дают человеку силы, крепость и познание своего недостоинства и Божьего милосердия.

Предотвратить падение или раскаяться в грехе человек может тогда, когда он будет иметь любовь к Богу и к человеку. Эта добродетель венчает успехом всякое человеческое старание; именно с нее начинается человеческое обновление. Сам Христос говорит: “Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих” (Ин. 14,23 - 24). И в другом месте: “Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей...” (Ин. 15,10).

Нужно ли говорить о том, какое значение в личной жизни и в жизни общественной имеет любовь друг ко другу, любовь снисходительная; любовь, в которой нет ни раздражения, ни зависти, ни ревности, ни злорадства; любовь, которая все покрывает, всему надеется, всему верит и все прощает (I Кор. 13,4 - 7). “Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас” (Ин.15,12).

Пример жертвенной любви к людям мы имеем в Лице нашего Спасителя. В течение всех веков Ему следовали на земле святые угодники, которые любовью совершали подвиги, удивляя тем не только людей, но и ангелов.
Любовь помогает нам видеть в каждом человеке творение Божие и потому относиться к нему с должным вниманием и заботой. Каждый из нас сам нуждается в снисхождении.

В нынешний день, именуемый святой Церковью Прощенным воскресением, Господь требует от нас, если мы хотим достойно вступить во дни святого Поста, примириться с ближними. Он выдвигает простое и всеобъемлющее евангельское условие: “Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки” (Мф.7,12). Это золотое правило, это мерило человеческой жизни. Как ты будешь поступать, так поступят с тобой: простишь ты - простят и тебя; поймешь ты - поймут и тебя; пожалеешь кого - то - и тебя в определенное время пожалеют; поддержишь -  сам получишь поддержку; поделишься с человеком своей радостью или своим горем - и увеличится твоя радость от того, и уменьшатся твои житейские испытания и твои трудности.

Прощение наших ближних есть первое и необходимое условие в деле нашего духовного совершенствования. Взаимное прощение можно назвать краеугольным камнем христианской жизни. Но каждый из нас знает, как нелегко это делать, как нелегко простить незаслуженную обиду, ответить добром на зло, как нелегко похвалить другого, отозваться хорошо о человеке, который нас осудил или причинил нам боль.

Прощение - трудный подвиг. Трудный по разным причинам. Этому противится человеческая логика и так называемое человеческое достоинство, которым мы так часто любим прикрывать свое самолюбие.

Есть много факторов, отрывающих нас от взаимного миролюбия, от братской любви, взаимного понимания и прощения. Но ничего не дается без труда и усилий. Это тоже каждый из нас знает, как знает и то, какую радость и мир испытывает наше сердце, когда, преодолев трудность и помехи, мы прощаем ближнего: тогда хочется весь мир обнять и радоваться жизни.

Каждый труд венчается удовлетворением. Каждый подвиг человеческий венчается наградой. Венчается внутренней полнотой мира, радости и прекрасных чувств всякая христианская добродетель.

Вступая в Великий пост, необходимо победить в себе гордость, ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф.23,12). Гордость не дает возможности объективно посмотреть на самого себя, вникнуть в себя и по достоинству оценить себя. Наша гордость любит в свою защиту выдвигать так называемое достоинство человека. Действительно, достоинство человеческое - это великое, Богом дарованное свойство, которое должно служить ко благу человека, должно его окрылять, поднимать ввысь, над житейской суетой. Само слово “человек” обозначает “чело вечности”. Этого достаточно, чтобы понять, каким необыкновенным достоинством наделен человек. Но одно дело - оценивать и видеть в себе с такой точки зрения достоинство, другое дело, когда увлечение собственным достоинством приводит людей, склонных к порокам, к жестокому и самоуничтожающему эгоизму, могущему перейти в самое страшное, с чего началась катастрофа наших прародителей (“будем сами как боги”), - в самообожение. Достоинство человеческое, понимаемое в худшем смысле, - ложное чувство. С ним надо бороться.

Господь говорит: если будете прощать грехи ближним вашим, то и вам простит Отец ваш Небесный; если вы этого не сделаете, то не ждите прощения от Отца Небесного (Мф.6,14 - 15). Это главное, с чего надо начинать время поста, что надо принять в свое сердце и душу. Взаимно, в присутствии Самого Христа, от всей души и от всего сердца простим нашим ближним и помолимся, чтобы Господь подал нам примирение друг с другом, примирение с Церковью и небесами, чтобы Господь простил всех нас и покрыл Своею благодатию и человеколюбием.

Грех, по учению святых отцов, есть горящий огонь. По мере уменьшения горючего вещества он угасает, а по мере прибавления разгорается. Уменьшим сегодня греховное вещество - взаимные обиды. Будем строить свою жизнь и отношения по словам святителя Димитрия Ростовского: “С утра будь в молитве серафим, в делах - херувим, в обхождении - ангел”.

В этот священный вечер, отцы, братья и сестры, дарованный нам Богом, когда мы собрались в храм, чтобы испросить у Бога благословение и чтобы простить друг друга, я, сознающий себя самым убогим среди людей и грешнейшим всех грешников, склоняю колена перед вами и от всей души прошу прощения за все мои вольные и невольные грехи, яже в деле, яже в слове и яже в помышлении. Прошу у Бога для всех вас Его милости, небесного благословения и прощения.

Аминь.

Цитати

«Про силу материнської молитви свідчить безліч прикладів із церковної та світської історії. Кожна мати розумом і серцем уболіває за своїх дітей не лише через органічну єдність із ними, а й через те, що ій дана від Бога благодать молитися і піклуватися про дітей своїх. Жодне материнське зітхання, жодна материнська сльоза не залишаються марними, не побаченими, не почутими небом»