Проповедь за вечерней перед чином прощения (3)

Божией милостью мы вновь и еще раз, возлюбленные отцы, братья и сестры, стоим на пороге святой Четыредесятницы. Уже и дух наш утренюет ко храму святому. Уже загорается заря святого и спасительного Великого поста. И такими понятными и глубоко назидательными становятся в этот момент слова Послания святого апостола Павла к Римлянам: “Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света” (Рим. 13,12). И другие слова Послания к Ефесянам: “Встань, спящий, и воскресни от мертвых, и осветит тебя Христос” (Еф.5,14).

Многие из нашей среды, которые в прошлый Великий пост вместе с нами приступали к таинству Исповеди и святой Трапезы, ныне призваны Ангелом смерти, предстоят у Престола правды Божией. А мы еще раз, по - прежнему, стоим у Престола милосердия. )а ними или перед ними уже закрыты врата Царского Чертога. Для нас они по - прежнему открыты. Их судьба, их жребий решается или уже решен. Наша же судьба в наших с вами руках. Господь пробавляет над нами Свою милость, вводя нас в пречестные дни святой Четыредесятницы, чтобы мы вновь вкусили радость церковной весны, радость духовного обновления, радость покаяния и благодатного соединения с Богом. Возблагодарим же Господа Бога, не погубившего нас с нашими беззакониями, но дарующего нам все средства к нашему очищению.

Чем же и как можно Его возблагодарить? - Прежде всего и главным образом, неукоснительным и правильным восприятием тех великих и благодатных средств, которые Господь щедро дает нам, грешным, для нашего обновления и спасения.

Вводя нас в подвиг святого Великого поста, в подвиг самопознания, покаяния и совершенства, Господь сегодня ставит перед нами одно главное и неизбежное условие: невозможно войти в спасительные дни святой Четыредесятницы и, более того, невозможно воспользоваться этим Божиим дарованием для своего спасения, если мы переступим порог двери, вводящей во святой Великий пост, не примирившись с Богом, с Церковью и с нашими ближними. Это условие необходимо потому, что всякий дар, который человек приносит Богу, не принимается Им, если приносящий не имеет сердца мирного и любвеобильного. Слово Божие говорит: “Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что - нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Мф.5,23 - 24).

Евангельская истина исполнена глубокой логики и спасительного содержания. Ныне за Божественной литургией Господь, обращаясь к нам, говорил, не заставляя, а предлагая и располагая: “Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф.6,14 - 15). И Господь Сам дает нам пример, зная, сколь трудное для нас дело - прощать обидчиков или забывать оскорбления. Он, Владыка мира, великий любвеобильный Отец, повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5,45).

Прощать велит и молитва Господня, которую мы часто повторяем, в надежде получить милость Божию и Божие благоволение: “И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим” (Мф.6,12). Если нет в наших сердцах всепрощения, не слышит нас Господь. Если нет в нашем сердце мира и намерения простить, не услышим и мы Господа. Если мы в молитве Господней, обращаясь к Богу, просим оставить нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим, то эти слова должны быть нашей жизнью, внутренним содержанием ее. В противном случае молитва наша может обернуться нам в суд и осуждение.

Ныне, когда мы вступаем в особый период, период духовного обновления и покаяния, необходимо проникнуться этими словами. Необходимо умягчить свой злой нрав. Необходимо согреть свое охладевшее сердце, искоренить в нем всякую злобу, памятозлобие и недовольство. Необходимо всецело примириться душой и верующим сердцем со всеми нашими ближними, которые находятся в настоящее время рядом с нами или которые далеко от нас отстоят. Господь видит, Господь благословляет нашу готовность и принимает наши усилия.

Каждый из своего христианского опыта знает, что Господь не насильно повелевает: “Прощайте грехи вашим ближним!”, а предлагает это сделать нашему свободному произволению в форме условия: “Если прощаете, то простит и вам Отец ваш Небесный”, знает и о том, как трудно бывает человеку выполнить это условие; как нелегко простить, не на словах, а так, чтобы искоренить в своем сердце и тень недовольства или злобы; сколько требуется для этого мужества, глубокой веры, которая и приводит к истинной христианской любви, побеждающей слабость человека. Трудно бывает потому, что на пути примирения и всепрощения встречают нас факторы, препятствующие этой добродетели.

Сильнее всего препятствует - этому гордость человеческая и в ней и через нее враг нашего спасения - диавол, который искони был человекоубийцей.

Гордость послужила причиной катастрофы всего человечества. Гордость погубила наших прародителей. Желание “будете сами, как боги” было внушено диаволом. За послушанием диаволу последовало горькое падение, отступление от Бога и слезы. Противник наш диавол и ныне, как говорит Слово Божие, “ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1 Петр.5,8), ища того, кто легко поддается его злому вражескому наущению, стараясь тем умножить зло, лишить людей спокойствия и благодатного внутреннего мира. И как часто мы, не подозревая источника зла, стараемся ложно оправдать самих себя; как часто мы любим превратно именовать сатанинскую гордость чувством собственного достоинства. Гордость лишает нас милости Божией. Святые отцы говорят, что как с горных вершин стекает влага, не задерживаясь на них, так с гордого человека стекает благодать Божия.

В деле всепрощения необходимо начинать с победы над врагом нашего спасения и над ложным чувством, которое он старается вселить в наши умы и сердца. Это непросто. Это стоит больших усилий, требует твердости воли и характера. Но сделать это необходимо, если мы действительно желаем примирения с Богом и с нашими ближними.

На трудном и необходимом пути примирения и всепрощения есть, однако, не только запинающие нас факторы. Здесь больше факторов, помогающих нам. С нами, прежде всего, Сам Господь Бог. А если с нами Бог, то кто или что против нас? Если есть и будут противники, то что они по сравнению с Божественной силой, с Божественной властью и Его действием, не имеющим ни предела, ни границ? Бог есть всегда, везде и всюду. Он действует в нас, когда мы сами себя предаем Ему. С нами благодать Святого Духа; с нами святые Ангелы небесные, которые радуются о спасении каждого грешника; с нами святые угодники Божии - непрестанные молитвенники к Богу о нашем спасении; с нами, наконец, сила, духовный опыт, молитва и действие святой Православной Церкви, недостойными детьми которой мы себя считаем и впредь желаем считать. С нами обилие спасительных средств. Только необходимо принять эти средства в свою душу и в свое сердце, пользоваться ими, для того чтобы отразить от ног своих всякого врага и всякую нечистоту.

По зову своих верующих сердец мы собрались сейчас в святой храм, чтобы получить благословение Господне на предстоящие дни святой Четыредесятницы. Склоним свою волю перед волей Божественной - святой и совершенной. Дадим Господу овладеть нашими душами и сердцами, чтобы полюбить добро и возненавидеть зло, чтобы открыть двери сердца для света и закрыть для тьмы, чтобы отвергнуться всего греховного и полюбить праведное. Ангел Божественного мира витает сегодня, по молитвам Церкви, среди нас и с нами.

Господи и Владыко живота нашего, Врачу душ и телес наших, Ты, Который вновь даруешь нам милость спасительных дней святой Четыредесятницы, силой Своей и могуществом выведи нас из Египта духовного рабства и введи нас в пустыню святого Поста. И что бы ни случилось с нами в этой пустыне, мы Тебе отдаем наши души и наши сердца. Руководи нами облачным или огненным столпом. Питай нас манною, напояй нас мерою и введи нас в Ханаан небесной чистоты и святости. Аминь.