Проповедь у святой Плащаницы (3)

Совершилось страшное событие, вылившееся в предательство и поругание, в страдания, смерть и погребение Благодетеля и Творца мира, Спасителя рода человеческого Господа нашего Иисуса Христа.

Сегодня, совершая воспоминание страстей Христовых, мы с вами являемся свидетелями этих событий, говорящих, с одной стороны, о страшном преступлении человечества, с другой - о великой, неизъяснимой любви и милосердии Божием к роду человеческому. Как современники Христа, так и сегодняшний мир, включая и нас, окружающих гроб Христов, но - разному воспринимает и переживает это событие, ибо каждый находится во власти своего душевного состояния.

Всмотримся в толпу, окружающую Страдальца Христа. Большая часть ее “излиха”, как говорит Евангелие, взывает: “Возьми, возьми, распни Его! (Ин. 19,15). И лишь немногие сострадают Ему: Богоматерь, апостол Иоанн Богослов, богобоязненные женщины, издали созерцавшие Его муки и уязвлявшиеся сердцами вместе с Ним, невинным Страдальцем. Были, несомненно, среди окружавших Христа и мытари, и фарисеи. Мытари, не смея поднять очей на Него, не могли сказать ничего, как только: “Боже, будь милостив к нам грешным” (Лк.18,13). Фарисеи же, превозносившиеся своей мнимой праведностью, знанием закона и исполнением обрядов, не имели ни чувства, ни сердца, потому что буквой давно убили все живое. Среди окружавших Христа были и многие из тех, которые на себе испытали любовь и благодеяния Господни. Не исключена возможность, что там находилась хананеянка, вымолившая у Христа крупицу милости - исцеление своей дочери. Была там и жена - грешница, испытавшая прощающую любовь Христа: “Кто из вас без греха, первый брось в нее камень” (Ин.8,7). Были, вероятно, и те, которых Христос очистил от проказы, которым вернул зрение, которых уврачевал от язв душевных и телесных.

Сегодня, когда мы окружаем гроб Христов, прикасаемся к Его Святой Плащанице, мысленно переносясь к месту и моменту Его страданий, каждый из нас должен разграничить и определить: с кем же мы в этой многоликой толпе, веками окружающей Христа? Не предаем ли мы Его своей недостойной жизнью? Не распинаем ли Его вновь своими делами?

Приступая к Плащанице Христа Спасителя, возьмем себе в пример и подражание сочувствовавших Ему душой и сердцем, взывавших: “Боже, милостив будь нам грешным!”. Их веру похвалил Господь. Будем с просящими у Него милости. Их исцелил Господь. Будем с кающимися грешниками. Их простил Господь. Будем с благоразумным разбойником, молившимся на кресте: “Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем”. Его услышал Господь: “Сегодня же будешь со Мною в раю” (Лк.23,42 - 43).

Событие, которое мы воспоминаем, произошло почти две тысячи лет тому назад, но, кажется, и сегодня нелегко понять: как же Он, Бог, мог позволить, чтобы злые и дерзкие люди хулили Его всесвятейшее имя, причиняли Ему горечь страдания и, смеясь, требовали: “...Пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем” (Мк.15,32). Какой же Он Бог?

Святой апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, обращается сегодня и к нам: “Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных... Христа, Божию силу и Божию премудрость” (1 Кор.1,18,23 - 24).

Да, силою ума своего нам не постигнуть до конца тайну Божественного снисхождения и уничижения. Мы благоговейно постигаем это верою и приходим к включению: таково о нас благоволение Божие.

В Своем вольном за нас страдании Сын Человеческий прекраснее всех сынов земных. И в зраке раба, и вися на кресте, - Он Бог и Царь вселенной! Именно в этом Его величие! Он совершает правду Ножию, воссоздает мир и человека. Величие совершаемого дела требует величия труда и подвига. Вот почему Спаситель пьет чашу подвига.

Братья и сестры, пусть наше целование Святой Плащаницы Христовой не будет в лукавстве и надменном мудровании, о котором написано: “Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну” (1 Кор. 1,19), пусть не будет оно подобным Иудиному целованию, но будет сокрушенным и смиренным, подобным целованию жены - грешницы, принесшей алавастр драгоценного мира, омывшей слезами и отершей власами своими Его пречистые ноги. “Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала” (Мф.26,13). Только такое целование принимает Христос и за него, верим, дает обилие благодати, сподобляющей верных вкусить радости Пасхи Христовой. Аминь.