Проповедь на Святую Пасху (13)

Христос воскресе!

Воскресение Христово очами веры видевши и чувство радости бессмертия вкусивши, в светлый день Пасхи мы поклоняемся своему Господу, Единому безгрешному.

День Святой Пасхи Церковь именует “праздником праздников и торжеством из торжеств”. В этот день Господь Своим Воскресением уверил мир в спасительности Своей проповеди и необходимости Своего дела. Мы дети Адама, ибо от Него наследовали грех и смерть. Теперь мы дети Христа, второго Адама, ибо от него получаем избавление от греха и вечную жизнь. Своей вольной смертью Христос победил злейшего врага человеческого - смерть. Христос воплотился и совершил Свой крестный земной путь, дабы сродниться с человеком и быть для человека не только Владыкой, но и другом и братом. Он стал по всему нам подобным, кроме греха; наша же цель теперь - во всем уподобляться Ему.

Праздник Святой Пасхи, Воскресения Христова, так радостен для верующих сердец еще и потому, что он является основанием нашей веры и нашей христианской надежды. Апостол Павел говорит: “Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” (1 Кор.15,14). Но Он воскрес. Он воскрес и даровал основание всякой верующей душе ликовать и радоваться, побеждать грехи и слабости, стремиться к совершенству. “Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Кор.15,22).

Истину смерти и Воскресения Христова свидетельствует нам Священное Писание. Христос действительно умер за грехи мира и Своим Воскресением даровал нам возможность воскресения. “Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет” (Ин.5,21). “Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день” (Ин.6,40). Апостол Павел говорит: “Христос умер за грехи наши... погребен был и воскрес в третий день, по Писанию... Явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время... потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне” (1 Кор. 15,3 -  8). Апостол Петр говорит о том, что “Бог воскресил Его из мертвых” (1 Петр.1,21), что Бог возрождает нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому (1 Петр.1,3) и спасает воскресением Иисуса Христа (1 Петр.3,21). И не только два перво -  нерховных апостола - Петр и Павел, но все до двенадцати и затем до семидесяти проповедуют Его Воскресение на улицах, в синагогах, на крышах домов. Истину своей проповеди каждый из них засвидетельствовал мученической кончиной. Если бы они не убедились в действительности Его Воскресения, разве  отдали бы они в жертву единственное, что есть в жизни человека, - жизнь?

История Церкви Христовой, Им основанной на земле, - это свидетельство и доказательство действительности и действенности Воскресения. Миллионы святых последователей Христа - мученики, проповедники, пустынники - оставили все и принесли себя в жертву Богу Истинному, Воскресшему. После такого “облака свидетелей” неуместен вопрос: фантазия это или быль, миф это или реальность? Вот почему живет Его учение, вот почему Им наполнены человеческие мысли и дела. Сколько прекрасных порывов души, сколько талантливых произведений в живописи, в поэзии, в музыке посвящены Ему!

Истина Воскресения Христова вдохновляет и обновляет верующих людей. Вчера мы спогребались Христу, а ныне со всей Церковью ликуем. Он любящих Его совоскрешает с Собою.

Милостью Божиею нам дана еще одна Пасха, а с нею - радость и торжество. Воздавая Ему хвалу, благодарение и поклонение, будем помнить, что Он всегда с нами, что в Нем - источник подлинного смысла человеческой жизни полнота бытия и конечная блаженная участь. Осеняемые лучами Воскресения, будем носителями света, радости и совершенства.

Аминь.

Проповеди Блаженнейшего Митрпоолита Владимира (Сабодана)

Музей Блаженнішого Митрополита Володимира

Цитати

«Пастир за висотою морального життя покликаний бути подібним до Христа. Як в образі Іісуса Христа людство побачило втілення моральних ідеалів, так і в пастирях Церкви люди завжди прагнуть побачити здійснення високих етичних чеснот. Духовне життя, що наближає пастиря до Бога, дає йому духовне пізнання Бога»