Проповедь на Святую Пасху (6)

 Христос воскресе!

Проповедь на Святую Пасху. Митрополит Владимир (Сабодан)Каждый раз, когда наступает праздник Светлого Воскресения Христова, верующие люди оживают, воскресают духом, торжествуют, бесконечно радуются, приветствуя и поздравляя друг друга радостным: “Христос Воскресе!” -  и ответным: “Воистину Воскресе!”.

В этот великий день все забывается: и обиды, и оскорбления, и ненависть, и вражда. Душа как бы обновляется в своем существе, черствое сердце смягчается при пении победных гимнов, спавшая совесть пробуждается от пасхального радостного звона. В этот день так светло, так хорошо становится на душе, так хочется жить, всех любить, крепко верить и горячо молиться.

Радость Пасхи Господней не случайна у верующих людей. Пасха Господня - это сущность христианской веры и христианского упования. Мы подчас не задумываемся, что было бы, если бы вдруг не стало солнца с его теплом, светом и энергией. Привыкая к тому, что Божественная любовь и правда, независимо от того, принимают ее люди или нет, вечно светит,  изливая свои животворящие и спасительные лучи, мы не задумываемся глубоко над тем, что имеем. У Христа были приятели и неприятели, были друзья и недруги, были любящие Его и ненавидящие, исповедующие истину Его бытия и Воскресения и отвергающие. Но то, что небо бывает порой затянуто темными тучами, не значит еще, что солнце перестало светить и греть. В одном месте мрачная погода, а в другом в то же самое время - ясная. Как в материальном мире, так и в духовном мрак побеждается светом, свет на фоне мрака смотрится и воспринимается еще ярче, еще отчетливее.

На протяжении человеческой истории многие пытались доказать, именно доказать, несуществование Христа Спасителя, развенчать Его евангельское учение, отвергнуть факт Его Воскресения, на котором зиждется вера человеческая в наше бессмертие. Чтобы отвергнуть истину Воскресения, выдвигались различные мнения. Одни говорили, что Иисус Христос на кресте не умер, Он только впал в глубокий обморок, от которого потом очнулся в прохладной пещере. Другие утверждали, что Христос не воскрес, но что вскоре после Его смерти ученики похитили тело Его и затем были распущены ложные слухи о Его воскресении. Иные говорили: Иисус Христос умер, но некоторые ученики Его, “ввиду своего возбужденного состояния”, увидели призрак Христа и вообразили, что видели самого Учителя и т.д. Подводя итоги вышесказанному, мы должны признать, что ни обман, ни самообман учеников никогда не могли бы привести к таким дивным и долговечным последствиям.

Мы верим в Воскресение Христово. Каково оправдание нашей веры? Не ошибаемся ли мы? Другими словами: почему мы думаем и верим, что Христос воскрес? А вот почему. Прежде всего, Сам Спаситель говорил о Своем воскресении. Говорил не прикровенно, а прямо, ясно и вразумительно. Так, во время пребывания в Галилее Христос сказал Своим ученикам: “Сын Человеческий предан будет в руки человеков, и убьют Его, и в третий день воскреснет” (Мф.17,22 - 23). После исповедания Петра Иисус Христос “... начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть” (Мф.16,21; Лк.9,22; Мк.9,31).

После Преображения, когда ученики сходили с горы, Иисус сказал им: “Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых” (Мф.17,9).

Об этих словах напомнили ученикам и Ангелы, когда, явившись им по воскресении Христа, сказали: “Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть” (Лк.24,6 - 7).

Итак, Христос неоднократно говорил о Своем воскресении из мертвых. Как же не доверять Ему? Какое мы имеем право подвергать сомнению Его пречистые слова? Разве Он когда-нибудь говорил неправду? Разве обетования Его не сбылись? Пророчества не исполнились? Разве не оправдал Он когда-нибудь Своих слов?

Мы должны верить, что Христос воскрес, ибо Он об этом говорил, а слова Его всегда исполнялись. Мы веруем в воскресение Христа потому, что после действительной смерти Его видели воскресшим. Видели несколько сот учеников, видели жены - мироносицы, видел сомневавшийся в Его воскресении, а после встречи со Христом уверовавший апостол Фома, видели и многие другие. Видели и свидетельствовали миру. Мы не можем отвергать их свидетельства. И Предание, и Писание, и плоды Воскресения уверяют нас в действительности Христова Воскресения. Без факта воскресения не имел бы достаточного основания необычайный энтузиазм апостольской общины, и вообще вся первоначальная история христианства представляла бы собою ряд невозможностей. Воскресение Христово становится исходным пунктом новой жизни в сердцах учеников. Оно превращает их печаль в необычайную радость, павшим духом внушает мужественную решимость и из бедных рыбаков делает мировых учителей и проповедников. За проповедь о воскресении Христа апостолов и их последователей преследовали, мучили, сжигали на кострах, распинали на крестах. Могли ли они, такие же смертные, как и мы с вами, люди, за ложь умирать, за ложь отдавать все то, что так дорого и близко бывает каждому человеку? Затем, как эта ложь могла продержаться? Неужели эти простодушные рыбаки могли быть такими превосходными актерами, чтоб с величайшим апломбом провозгласить заведомую ложь и затем до самого конца своей жизни ни разу не выйти из своей роли? Нет, ложь рано или поздно обнаруживается, и такой грубый обман не мог бы долго оставаться скрытым.

Трудно поверить и в то, что ложное могло принести миру столько прекрасного и замечательного. Ни один факт не оставил столь глубоких следов в истории, как этот. Без факта воскресения Христова не было бы христианства на земле, не было бы той христианской культуры и цивилизации, которая явилась началом всего самого возвышенного, благородного и прекрасного во всем мире, в том числе и в пределах нашего Отечества, на просторах нашей земли. Христианство на Руси положило основание нашей самобытной национальной культуре и истории, письменности, живописи, архитектуре и многому другому, чем мы и поныне горды и богаты. Без факта воскресения не возможно было бы объяснить многое. Это Ему, Воскресшему, талантливейшие наши соотечественники посвятили свои самые прекрасные и возвышенные произведения в литературе и в музыке, в архитектуре и в живописи. Эта дань была достойной. Мы не можем поверить, чтобы мнимое воскресение могло принести столь великий и добрый плод.

День Пасхи, день воскресения Христова есть “праздников праздник и торжество из торжеств”, потому что ни один из христианских праздников не имеет для нашей веры и для нашей жизни такой огромной силы, такого великого значения, как святая Пасха. Мы радуемся воскресению Христову потому, что оно является торжеством нашей веры. Если бы Христос не воскрес, была бы наша вера тщетной. Если бы Христос не воскрес, не существовала бы столько столетий Церковь Христова. Но Христос воскрес и тем самым подтвердил Свое Божественное учение о высоком назначении человека, о Царствии Божием, о жизни будущего века и о нашем всеобщем воскресении. Пройдя земную жизнь с ее победами и поражениями, радостями и горестями, с ее испытаниями, с достигнутым богатством знания и опыта, человек не может так вот просто исчезнуть, стать добычей червей и разложения.

Если Христос не воскрес, то мы вправе подвергнуть сильнейшему сомнению все Его чудеса, все то, что Он говорил о Самом Себе, все то, что обещал послать людям. Если же Он воскрес, то это есть чудо из чудес, перед которым бледнеют все другие евангельские чудеса, к принятию которых не представится тогда уже никаких затруднений. Такое значение придавал воскресению Спасителя и апостол Павел. Он писал к Коринфянам: “Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” (1 Кор. 15,14).

Воскресение Христово есть торжество не только веры, но и правды вообще. Право на Свое Божественное достоинство Христос основал на том, что Он воскреснет в третий день. Правду Свою Господь подтвердил воскресением. Воскресением Он подтвердил и правду человеческую. Как утверждение небытия возможно лишь в том случае, если закон смерти непобедим, так отрицание бытия невозможно, если этот закон побежден, хотя бы жизнью одного существа из всех, когда либо живших в мире. Иначе был бы хаос. Один из важных вопросов: к чему наша жизнь и все, что мы имеем в жизни? Может быть, во имя и ради блага человечества? Верно то, что каждый из нас является частицей общего человеческого организма, всей человеческой семьи. Но если бы нам сказали: отдай свою жизнь и все, что ты имеешь, потому что того требует гармония человечества, все ли мы ответили б на это положительно? Есть и другие вопросы, которые волновали и волнуют человека: какой смысл страданий в жизни? К чему усилия человеческие, если все кончается смертью, тлением и абсолютным исчезновением? К чему порывы ума и сердца? К чему таланты и старания? К чему, наконец, благородство? Зачем все это, если ничего нет, если сегодня я живу, а завтра меня нет, какое мне дело до гармонии человеческой, если я не буду участвовать в ней? Итак, если Христос не воскрес, тогда все - бессмыслица. Если же Он воскрес, тогда с Ним все воскресает, все исполняется светом смысла, добра и надежды. “Я лично, - заключает религиозный мыслитель Владимир Соловьев, - с тех пор, как признаю, что история мира и человечества имеет смысл, не имею ни малейшего сомнения в воскресении Христа, и все возражения против этой истины своею слабостью только подтверждают мою веру...” (“Вопросы философии и психологии”,1905, кн.79, сентябрь  -  октябрь).

Если Христос воскрес, тогда значит мы все воскреснем, ибо Слово Божие говорит: “Ныне же Христос воста от мертвых: начаток умершим бысть” (1 Кор.15,20). Если же мы воскреснем, значит есть загробная жизнь, есть воздаяние, есть праведный Судия, есть потусторонний мир, к которому мы должны приготовиться здесь, на земле, и где “Господь коё-муждо воздаст по делом его”.

Тогда и земная жизнь получает свой смысл и значение. Тогда и смерть не страшна, ибо она есть переход к другому, новому, высшему миру. Тогда и добродетель имеет свой венец, и порок - возмездие, и преступление - наказание, и вера и надежда - оправдание.

Сегодня, как и в прежние годы, над всей нашей планетой в полночный час, вновь Божией милостью, прозвучал запев: “Христос Воскресе из мертвых”, запев, который зовет нас к бодрости, к жизни, к труду и к созиданию, зовет к твердости веры и упования. Этот запев звучит и будет звучать как вызов всему человечеству, как вызов против одиночества, против бессмысленности, против смерти, водворяя и утверждая в нас веру в действительное, лучшее будущее. Христос Воскресе - это запев к нему. И пусть многие не верят в то, что он выражает, в его животворящую силу - от этого не меняется его святая жизненная сущность. Говорят, будет время, когда наша земля обледенеет и мертвая будет носиться в пространстве... И если, не дай Бог, наступит когда-нибудь на земле такой момент, когда в пасхальную ночь не подымется больше к небу ни один голос победной воскресной Песни, это будет означать, что земля уже обледенела и бессмысленно носится в пространстве... Но мы верим вместе со всей Христовой Церковью в победу света, в торжество вечной жизни.

Приветствуя ныне друг друга и радуясь со всей церковной полнотой этому чуду, еще с большим рвением проникнемся духовной радостью, будем стремиться ко всему прекрасному и вечному, не омраченному бессмыслицей и смертью. Мы молимся: да просветит нас свет Христова Воскресения и да даст нам Бог мир, чистоту и святость, которые явятся залогом нашего всеобщего во Христе воскресения.

Аминь.

Проповеди Блаженнейшего Митрпоолита Владимира (Сабодана)

Музей Блаженнішого Митрополита Володимира

Цитати

«Про силу материнської молитви свідчить безліч прикладів із церковної та світської історії. Кожна мати розумом і серцем уболіває за своїх дітей не лише через органічну єдність із ними, а й через те, що ій дана від Бога благодать молитися і піклуватися про дітей своїх. Жодне материнське зітхання, жодна материнська сльоза не залишаються марними, не побаченими, не почутими небом»