Проповедь на Святую Пасху (4)

Христос воскресе!


Митрпоолит Владимир (Сабодан). Проповедь на Святую ПасхуЭтими священными словами, братья и сестры, Церковь торжественно свидетельствует сегодня о великом событии Воскресения.

Воскресение Христово не может рассматриваться в отрыве от крестных страданий Христа Спасителя. Апостол Павел в Первом послании к коринфским христианам говорит: “А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных... Христа, Божию силу и Божию премудрость” (1 Кор. 1,23 - 24).

Еще во времена апостолов иудеи требовали чудес, а еллины искали мудрости (1 Кор.1,22). Уподобляемся им и мы, люди двадцатого века.

В факте смерти и победного Воскресения Христова Бог дал человечеству и чудо, и мудрость. Разве в том, что есть победа над смертью, не самое великое чудо из чудес? Не чудо ли, что Христос, Первенец из мертвых, проложил путь к воскресению всякой плоти? А в том, что почти две тысячи лет, проходя через все житейские бури и треволнения, исполняя свою спасительную миссию, существует Церковь Христова, не чудо, не мудрость? А в том, что из года в год, из рода в род, из поколения в поколение проповедуется правда Евангелия, правда любви, мира и справедливости, не есть ли ответ на требование еллинов, ищущих мудрости?

Мудрость Божественная в том и заключается, что Христос - Святая Невинность - приносит Себя в жертву за виновных. Будучи Владыкой неба и земли, Он, вызвавший к бытию весь мир видимый и невидимый, уподобляясь нам, принимает человеческую плоть, чтобы стать братом человеку, возвести его от земли к небу, уравнять его с Ангелами. Терпит вольную смерть, полагается во гроб, открывая человеку путь в бессмертную вечность. Воскресением Своим Христос удовлетворяет запросы -  иудеев, требующих чудес; удовлетворяет запросы еллинов, ищущих мудрости. В распятии и Воскресении - высшая мудрость, превосходящая всякий смысл и всякое понимание. Но как проповедь о Христе, так и проповедь о Его Воскресении для одних всегда будет соблазном, для других безумием, “для самих же призванных” - Божией силой и Божией премудростью. Человеку, высшему из творений, дан образ Божий и подобие Божие, дана ему и свобода воли, руководствуясь которой он вправе принимать или отвергать, верить или не верить, познавать или не познавать. Вера - это дар Божий. За этот дар надо благодарить, им надо жить. Воскресение Христово утверждает нашу веру, дает ей светлое озарение и смысл. “А если Христос не воскрес, - говорит апостол Павел, - то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” (1 Кор.15,14).

Действительно ли воскрес Христос? Может быть, Воскресение - это легенда? Вначале мы напомнили, что Воскресение нельзя рассматривать без креста. Значит, прежде должно увериться в том, действительно ли Он умер, чтобы потом воскреснуть и дать путь к воскресению всякой душе человеческой. Каждый читающий Евангелие не может усомниться в том, что Христос действительно умер. О том свидетельствуют четыре евангелиста (Мф.27,50; Мк. 15,37; Лк.23,46; Ин. 19,33 - 35). “Придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его” (Ин. 19,33 - 35). О том свидетельствует римский сотник и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи и остававшиеся на Голгофе до последнего Его издыхания. О Его смерти свидетельствуют Его недруги, которые, наверное, удостоверились в действительности Его смерти, прежде чем разрешить снять Его тело с Креста и предать погребению.

И вот Христос, как и обещал (Лк.24,5 - 7,26), в третий день воскрес из мертвых. Сразу же, как только распространилась весть о Его восстании из гроба, люди измышляют различные объяснения, пытаясь затмить свет Воскресения. Одни твердят, что Он не умирал, другие, наоборот, что Он не воскресал, и т.д.

Для нашего сердца и ума, озаренных верою, есть одна истина: Христос воскрес! Воистину воскрес! Наша вера зиждется на Божественном Откровении, на опытном познании Бога.

По воскресении Христос является Марии Магдалине (Мк.19,9), женам - мироносицам (Мф.28,9), двум ученикам, идущим в селение (Мк.16,12 - 13; Лк.24,13 -  35), одиннадцати и прочим ученикам (Лк.24,36 - 43; Ин.20,19 - 25).

“Напоминаю вам, братия, Евангелие... которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь... Я... преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть и доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я... недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию” (1 Кор.15,1 -  9). Это свидетельство в прошлом гонителя Церкви, отдавшего затем жизнь свою (через усечение мечом) за проповедь Воскресшего Христа. Мог бы человек, не убедившись в действительности бытия Христова и Его Воскресения пойти на такую жертву?

Апостол Петр, обращаясь к иерусалимской общине, говорит: “Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели” (Деян.3,15). И этот Апостол свидетельствовал истину своей проповеди мученической кончиной.

И так каждый из двенадцати, и даже до семидесяти смертью свидетельствуют действительность Воскресения. В городах и деревнях, на крышах домов, в синагогах и на улицах проповедуют Христа распятого и воскресшего. Каждый платит за эту проповедь своей жизнью. “Мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал...” (1 Кор.15,15).

Апостолы пронесли проповедь о Воскресении во все концы земли. В каждой части земного шара росла и ширилась Церковь Христа, многомиллионная, многонациональная. И ныне люди слушают слово Божие, верят Богу и исповедуют Его, в Нем видят свое воскресение.

На легенде не построишь того, что живет тысячелетиями, за что платили дорогою ценою и чего врата ада никогда не одолеют (Мф. 16,18).

Сонмы мучеников шли на смерть ради и во имя Того, Кто победил смерть. Сонмы святых угодников избирали путь подвига и святости. Миллионы верующих жили и живут Его правдой.

Сколько в истории человечества лучших порывов, талантов и способностей посвящено Христу и Его Воскресению: в музыке, искусстве, науке, поэзии, литературе, во всем, чем богата человеческая жизнь, - лучшее приносилось и отдавалось Ему, в Его славу. Если бы вера и доверие Христу не отзывались глубоко в сердце и душе настоящей правдой, могли бы люди все самое возвышенное и прекрасное нести к Его ногам?! Волей или неволей, по желанию людей или против их желания, вся человеческая жизнь, общечеловеческая культура, история и цивилизация пронизаны Им и Его божественным учением.

Вот почему в единстве мыслей и чувств, едиными устами и единым сердцем мы, верующие, и ныне славим Его Воскресение, верим Ему, проповедуем Его, живем Им, соразмеряя свою жизнь с принципами Евангелия.

Воскресение Христа - это залог нашего воскресения, ибо как живет Христос, Глава нашей Церкви, так будут жить все члены Ее. “Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас” (2 Кор.4,14). “Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем” (2 Тим.2,11 - 12).

Нам нечего бояться смерти, ибо нас освободила Спасова смерть. Смерть победил Христос, и отныне она не уничтожение, а переход из временного в вечность.

Иисусе Воскресший, воскреси души наши, дабы, отложивши дела тьмы и неправды, во свете Твоего Воскресения мы могли чистым сердцем Тебя славить. Аминь.

Проповеди Блаженнейшего Митрпоолита Владимира (Сабодана)

Музей Блаженнішого Митрополита Володимира

Цитати

«Православ’я – це благодать і істина, принесена на землю Христом Спасителем; у ньому – висота, ширина і глибина; у ньому – бездоганне добро і правда. І водночас краса – як сяйво його вічної істини, як ідеальне відображення в ньому Божественного життя, сповненого гармонії. Саме у Православ’ї – запорука процвітання нашого народу»