Богоявление. Крещение Господне (7)

Богоявление Господне. проповедь на праздникСовсем недавно, братья и сестры, мы отмечали событие Боговоплощения: в мир во плоти пришел Сын Божий. Сегодня мы с новой радостью переживаем явление Божие - явление Христа Спасителя на реке Иордане. Что значит это новое явление миру, отвечает пророк Предтеча и Креститель Иоанн своим свидетельством: “Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” (Ин.1,29). Явление на Иордане есть явление жертвенное, явление искупительное, о нас с вами, людях, принесенное вечной правде Сыном Божиим - Господом нашим Иисусом Христом.

Святые отцы говорят, что Рождество в жизни верующих людей - это утренняя звезда, а Крещение -  по яркий полдень в деле постижения того Божественного Света, который Господь принес в мир и обильно вселил в наши верующие сердца. Рождество Христово - это миг, когда Невместимый вмещается в убогой пещере, когда Безначальный начинается, когда Непостижимый постигается в меру возможности окружающим миром и верующим умом людей. Рождество Христово - это миг, когда Христос принимает на Себя плоть человеческую, чтобы после вольных страданий и воскресения представить ее чистой и непорочной, вознеся к высотам небесным, к престолу вечной славы.

Крещение Господне, если рассматривать его в контексте событий домостроительства нашего спасения, является страшным и тяжелым моментом; его можно уподобить борению в Гефсиманском саду, его можно уподобить богооставленности, в которой Христос принял Свою смерть. Крещение можно уподобить сошествию Христа во ад, ибо Крещение - это начало кровавого пути, ведущего к страшной Голгофе, но это и начало победы над грехом и смертью, над всяким злым произволением.

Христос приходит на Иордан, где до Него множество людей крестилось в прощение согрешений, так что вода Иорданская насквозь была пропитана грехами, пороками, человеческой неправдой. И именно в эту гущу человеческой грязи, беспросветной темноты и греха не имеющий нужды в крещении погружается наш Спаситель, чтобы сокрушить и победить греховную тьму.

Крещение - это торжество всей твари, потому что Господь благоволил через него взять на Себя грехи мира, дать миру освящение и свет божественного ведения.

Крещение именуется Богоявлением, Христос Сын Божий принимает во Иордане Крещение, Бог Отец говорит с неба, свидетельствуя о том, что Христос -  Его Единородный Сын и Его Отчее Благоволение, Дух Святой сходит на Крещаемого в виде голубя. Церковь, воспевая Крещение Господне, утверждает, что в нем “Троическое явися поклонение”.

Знали ли люди о Боге до Богоявления? Несомненно, мир знал о Боге и до пришествия в мир Христа Спасителя. С самого начала, как появились люди, они знали о Боге. Святая Библия говорит, что Бог являлся первым людям, беседовал с ними, открывал им Свою божественную сущность и черты Своего Божества. Непослушание и грех лишили людей возможности богообщения. Потеряв ее, люди не потеряли совсем веры в Единого Истинного Бога. Правда, бывали времена, когда человечество отступало от Бога, склонялось к идолопоклонству и шло не по тому пути, по которому призван идти человек. И тогда Господь не оставлял человека, воздвигал из среды людей особых, богоугодных мужей, которые, как маяки, указывали людям путь к Богу, вели людей к Божией правде. Такими людьми были праведный Ной со своим семейством, затем Авраам, Исаак, Иаков, называемые ветхозаветными патриархами. Проходило время - и люди вновь отступали от Бога, уклонялись в нечестие и заблуждения. И вновь Господь воздвигал из той же среды богоугодных людей, которые напоминали об истинном Боге. Такими были величайший из пророков Моисей, затем его преемник Иисус Навин, такими были в последующие времена судьи израильские Гедеон, Самсон, Самуил и другие. Наконец, когда люди вновь и вновь отступали от Бога, Господь многократно и многообразно говорил о Себе через пророков, которые по вдохновению Божию предвозвещали миру “хотящее быти спасение”. Никогда не отступал Господь от человека, несмотря на постоянное человеческое отступление от Него.

Почему же, если Господь открывал Себя миру и до Рождества, и в Рождестве, и в преславном явлении на Иордане, - почему же так много людей не знают Бога и не принимают Его? Все дело в том, что человеку как величайший дар дана Богом свобода воли. Человек волен избирать: принимать или отвергать. Бог не насилует человека, хотя как Отец, как высшая и совершеннейшая Любовь желает, чтобы всякий человек пришел в разум истины и не погиб, а имел жизнь вечную.

Вера требует от человека многого: требует самопожертвования. Мы, люди, бываем так погружены в житейскую суету, что не желаем обременять себя лишними заботами и обязанностями, предпочитая спокойный непробудный сон. Бог же терпит, всячески строит дело нашего спасения, ожидает нашего пробуждения. Он вещает людям о Себе и о вечности через Свое Божественное Откровение и через окружающий нас мир, через окружающих нас людей, через наши страдания и болезни... Божий Промысл потому и есть Божий, что все, что ни случается в жизни, в мире, Господь употребляет для нашего блага.

Из года в год, изо дня в день устами Священного Писания, устами святой Православной Церкви, историей праздников христианских Господь напоминает нам о Себе, открывая Свою божественную, благую и всесовершенную волю о нас.

Что же способствует познанию Бога и блаженному общению с Ним? Для этого Господь даровал множество средств. Одно из них, о котором кстати сегодня упомянуть, есть наше желание очиститься, избавиться от греха, приобщиться правде и свету. Церковь это желание называет покаянием. “Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?” (2 Кор.6,14 - 15). Как нет общения у света с тьмой, так ист общения у Бога с нечистотой и неправдой. Не случайно великий пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн, который действовал в духе и силе пророка Илии, который должен был вернуть сердца детей родителям, который должен был, согласно пророку Михею, вернуть неправильно мыслящим людям образец правды, начинает свою проповедь в пустыне Иудейской призывом к покаянию: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф.3,2). И Христос начинает Свою проповедь в Галилее этим же призывом: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф.4,17). Все Его земное служение, все Его слова и действия направлены на то, чтобы миловать и спасать человека: книжника и фарисея, мытаря и грешника, блудницу и разбойника. Осуществляя ту миссию, Господь показал, что единственный путь, ведущий человека к познанию Бога и к спасению, - это путь покаяния, желание очиститься, стать лучше, чем мы были. Христос в каждом случае покаявшемуся говорит: “Иди и впредь не греши” (Ин.8,11). Покаяние врачует, просвещает наш ум, сердце и душу, низводит на нас мир и милосердие Божие.

Сегодня Господь являет Себя миру, открывается каждому верующему сердцу. Как же не воспользоваться этим? Как же не принять Его божественный зов, обращенный к нам постоянно, в любых обстоятельствах нашей жизни: в минуты благодушия и радости, в минуты скорби и печали? Он с нами всегда: “Я с вами во все дни до скончания века” (Мф.28,20). Приблизимся к Нему, Вездесущему, потрудимся над очищением своей воли и чувств, своего ума и сердца, чтобы, очистив их, представить себя Богу правдивыми и нескверными. Таковых принимает Господь, таковым Он открывается: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят” (Мф.5,8).

Воссылая благодарение всемогущему Богу, в Троице славимому и поклоняемому, явившему и открывшему Себя на Иордане ради нас, человек, и ради нашего спасения, будем стремиться к Нему, истинной Правде, истинному Свету, истинной Любви и истинной Жизни. Господь дал нам великую радость и возможность быть чадами Божиими. Примем этот дар, испросим сегодня у Бога помощи и озарения Духа Святого, дабы нам всегда ходить во свете Его Божественного Лица и всегда радоваться о Его пресвятом Имени.

Аминь.



Проповеди Блаженнейшего Митрпоолита Владимира (Сабодана)

Музей Блаженнішого Митрополита Володимира

Цитати

«Храм Божий – це місце звершення святих Таїнств, це училище віри і благочестя, які від Престолу Божого, в ім’я Його, подаються через Богом обраних і Богом поставлених служителів Святої Церкви Христової. Просвітити душу, наповнити її духовними дарами – ось призначення Святої Православної Церкви»