Рождество Христово (15)

Вифлеемская пещера. ФотоСегодня день радостного праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Вы только что слышали из святого Евангелия ту драгоценную весть, которая осталась на все времена и для всех людей живой и всегда волнующей. С каким вниманием Евангелист передает нам краткие, но такие важные моменты священных событий вифлеемской ночи!

Как до Рождества, так и после мир был самим собою: зло восставало против добра, “правда” человеческая восставала против правды божественной. И в этом мире совершилась тайна Боговоплощения. Евангелие передает нам картины Рождества: славословие ангелов и поклонение пастухов, поклонение волхвов и безумие Ирода, бегство святого Семейства в Египет и возвращение во святую Землю, и, наконец, поселение в Назарете, где Христос живет до момента выступления на общественное служение. Везде с Ним, с Божественным Младенцем, Его Пресвятая Мать, Пречистая Богородица. Она послужила великой тайне, через Нее явилось миру Солнце правды. Вот почему святая Церковь не может сполна насладиться радостью праздника, чтобы молитвенно не вспоминать и не ублажать Преблагословенную Деву, Матерь Христа Бога нашего. На второй день Рождества Христова Церковь установила празднество в честь Пресвятой Девы Марии. Нынешний праздник назван Собором Пресвятой Богородицы.

Так естественно в нашей человеческой жизни всякую радость, пусть даже невеликую, делить со своей матерью - в детстве и в отрочестве, в зрелом возрасте и даже в старости, пока мать жива. Радуются тогда дети, радуется и мать; разделенное горе становится полугорем, а разделенная радость становится двойной радостью. Если это так в земной человеческой жизни, то какова же бывает радость, если мы ее разделяем с Матерью всего человечества, с Матерью нашего Спасителя. Вместе с Церковью ныне мы ублажаем Ее за добродетели, за твердую веру, за великое послушание воле Божией, за ту службу, которую Она сослужила роду человеческому.

Божия Матерь, если выразиться образно, подобна драгоценному камню. Камень ценится по наличию граней. Чем больше в нем граней, тем он драгоценнее, и при освещении каждая грань сияет, переливается всеми цветами радуги. Божия Матерь Своими добродетелями уподобляется драгоценному многогранному камню.

Она была Матерью Христа Спасителя. Она стала Матерью Его учеников - апостолов, Матерью Иерусалимской Церкви, Матерью всех христиан, всего рода человеческого. Она и в Успении Своем не оставила мира. Она - его Покров и Защита.

Божию Матерь почитали с того момента, как только мир узнал Ее. Раньше всех акафистных пений появился акафист Божией Матери.

Мы молимся Ей, прося Ее материнского небесного благословения и помощи. Она посылает просящим радость.

Христиане всегда называли Ее своей Радостью, Невестой Неневестной, Звездой, предвозвещающей Солнце, Умилением, Цветом Неувядаемым, Скоропослушницей, Взысканием погибших, Всех скорбящих Радостью, Покровом, Благой Вратарницей, вводящей нас в Царство Сына Своего. Множество усвоенных Ей наименований свидетельствуют о всеобъемлющей заботе Божией Матери о людях. Что же можем мы принести Ей в благодарность за эту заботу, за Ее печаль о нас, за Ее молитвы, за постоянный покров и заступничество? - Можем и должны принести то, что Ей, Пречистой, как и Ее Сыну, будет самым благоприятным: чистоту своей жизни вместо злата; благоговение сокрушенных сердец вместо смирны; возвышение ума вместо благовонного ладана.

Каждая из земных матерей радуется, когда видит в своих детях хотя бы добрые побуждения, если не действия. Материнское сердце радуется одному стремлению детей к добру. Порадуем сегодня Богоматерь, если не делами, ибо они скудные, то хотя бы желанием нашим быть лучше,, чище и добрее. Пусть Царица Небесная примет это желание и поможет всем нам до конца дней своих переживать сердцем и умом радость Господню, радость Его пришествия в мир, радость Его благодати, которую Он изливает на нас по молитвам Божией Матери и всех святых.

Аминь.

Музей Блаженнішого Митрополита Володимира

Цитати

«Час Великого посту, Святої Чотиридесятниці – це Божий дар, який допомагає здобути гідні плоди на славу Божу і для свого спасіння. Потрібно користуватися цим даром, щоб принести гідні плоди покаяння і святості, правди й добра, без яких неможливо увійти в Царство Боже»