Рождество Христово (8)

Страница памяти Блаженнейшего Митрополита Владимира. Проповедь на Рождество Христово“Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям” (Лк.2,10), - такими словами вестник небес извещает грешную землю и ее обитателей о великом и преславном божественном таинстве - о пришествии в мир Сына Божия, Христа Спасителя.

Весть Ангела - весть радости о нашем спасении.

Человек быстро привыкает к событиям и обстоятельствам, привыкает к горести, черствеет подчас и в радости. Как в ту далекую Рождественскую ночь устами Ангелов, так ныне вновь устами святого Евангелия благовествуется верующему народу о радости Боговоплощения. Из года в год, из столетия в столетие Церковь предшествующими Рождеству и последующими за ним днями готовит нас к принятию и усвоению этой радости через свои уставы, богослужения и учение.

Почему же Рождество Христово, пришествие в мир Христа Спасителя является великой радостью? Святитель Иоанн Златоуст в своем Слове на праздник Рождества Христова говорит: “Наступил праздник праздников, и вся вселенная исполняется радости, потому что Рождество открыло небо; потому что Рождество ниспослало нам Духа Святого; потому что Рождество рассеивает всякий мрак и всякую нечистоту”. Вот почему ныне “небесная и земная” радуются и веселятся, прославляя Божественное снисхождение.

Великой радостью для первого человека до грехопадения была возможность видеть Лицо Бога. И только после грехопадения Лицо Божие стало невидимым для телесных человеческих очей. Бог через Пророка Своего говорит: “Невозможно человеку увидеть Бога и остаться живым” (Исх.33,20). Но, несмотря на грехопадение, несмотря на то, что скрыл Господь Лик Свой от очей человеческих, Он всегда любил человека, Он давал обетования, пророчества и прообразы, которыми в течение многих веков жило ветхозаветное человечество, ожидая пришествие в мир Сына Божия.

Мир знал о Боге. Одни видели в Нем Верховное Существо, другие - Таинственную Силу, третьи -  Первопричину всего существующего и т.д. Но такое знание - сухое, расплывчатое, абстрактное; оно не дает настоящей глубокой сердечной радости, не может изменить жизнь человека к лучшему, сделать ее более совершенной. В Совете Святой Троицы так проявилась любовь божественная к человеку, что Бог Сына Своего посылает в мир, чтобы всякий верующий в Него имел определенное, четкое представление о Боге и через богопознание приходил бы в богообщение и наследовал жизнь вечную (Ин.3,16). Живущий в неприступном свете в нынешнюю ночь явился миру. И мы видим преславную тайну: Бога - в человеке, Творца - в творении, Владыку неба и земли - в зраке раба, в убогих вифлеемских яслях. Бог не показывает в Своем пришествии силу и славу, дабы не умертвить человечество. Бог не явился в огне, шуме или в громе, как это приличествовало бы Его божественному всемогуществу, чтобы не сжечь человечество. Он, Владыка неба и земли, является Младенцем в убогом вертепе.

В тайне Божественного воплощения все необыкновенно, потому - то она и есть тайна, которую нельзя постигнуть до конца, только рассудком холодного человеческого ума, без участия верующего сердца со всеми его чувствами. В Рождестве Христовом необыкновенно и бессемейное зачатие, и Рождество несказанное, и материнство безмужное, и приснодевство. Многие умы соблазнялись и будут соблазняться этой тайной. Этому надлежит быть, говорит слово Божие. Христос, Сын Божий лежит многим не только на восстание, но и на падение (Лк.2,34). И что бы ум человеческий ни измышлял, как бы ни колебался и ни смущался - как может быть бессемейное зачатие, как может быть безмужное материнство, как возможно девство и в рождестве и по рождестве, - от того ничего не меняется: не гаснет свет, не меркнет величие этой божественной тайны, которую Господь открывает всякому, кто ищет Бога с чистой совестью и благородными целями. Наше сомнение или отвержение Бога меняет нас, но не Его Божественную сущность. Христос тот же сегодня, завтра и всегда. Он есть, был и всегда будет!

Рождество воссияло миру свет разума. С нынешней ночи начинается для мира Богооткровение, Богоявление. Не случайно в первые века христианства Церковь праздновала вместе праздник Рождества и Богоявления. В пришествии Христа Спасителя на землю - истина Богоявления. Сам Христос в Первосвященнической молитве к Отцу Своему Небесному свидетельствует: “Я открыл им имя Твое и открою” (Ин.17,26).

Рождество Христово открыло нам Бога. Мы, верующие люди, имеем знание о Боге через Христа и потому сегодня, в рождественскую ночь, с такой радостью воссылаем Ему хвалу, честь и благодарение.

Рождество Христово - это самый великий дар всем земнородным, которые в грехах своих настолько пали долу, к земле, что уже не могли собственными силами подняться горе, к Богу. Тогда Бог сошел на землю - пришел к человеку, открыл ему Себя и дал ему возможность обновить свое падшее естество и вновь, через единение с Богом, обрести свой образ и свое богоподобие.

Рождество Христово принесло миру Евангелие и новую заповедь - заповедь о любви к Богу и к ближнему. Христос основал на земле Церковь. Через богоустановленные Таинства Церкви Христос делает нас чадами Божиими, врачует наши человеческие недуги, делает нас из слабых сильными, из немощных многомощными, из грешных праведными, из злых добрыми, из темных светлыми и ангелоподобными.

Рождество Христово дает нам радость богоусыновления и полную уверенность в вечной жизни.

Имея обо всем этом знание и свет Христова разума, невозможно не радоваться всей душой и всем своим сердцем о божественном снисхождении.

Пусть же, братья и сестры, светозарные лучи Рождества Христова всегда просвещают нас и дают нам разум новый и совершенный, чувства истинные и христианские, веру крепкую и надежду несумненную, постоянную радость о Боге Спасителе нашем.

Аминь.

Музей Блаженнішого Митрополита Володимира

Цитати

«Храм Божий – це місце звершення святих Таїнств, це училище віри і благочестя, які від Престолу Божого, в ім’я Його, подаються через Богом обраних і Богом поставлених служителів Святої Церкви Христової. Просвітити душу, наповнити її духовними дарами – ось призначення Святої Православної Церкви»