Звезда, являющая Солнце

Звезда, являющая СолнцеВ спасительные дни, предшествующие великому празднику Рождества Господа нашего Иисуса Христа, хочется усерднее прежнего молиться Той Благословенной, Которая явилась Источником нашей радости и спасения, послужив великой тайне Боговоплощения. Хочется вновь, и больше прежнего, говорить о Той, Которая собрала нас сегодня здесь, в храме, посвященном Ее всеблагому Покрову.

Омраченное грехом человечество потеряло не только смысл жизни, но и элементарные ориентиры в этой жизни. Плавая в бурном житейском море, люди сбились с пути, не знали, куда плыть, где берег, где спасение. И вдруг увидели свет маяка - там берег, там спасение! В лице Божией Матери Господь подарил миру этот свет. Среди ветхозаветной тьмы загорелась звезда, за которой появится солнце, Солнце Правды - Христос Спаситель.

Святая Церковь, обращаясь к Ней в акафистном пении, говорит: «Радуйся, Звездо, являющая Солнце», «радуйся, Звезды незаходимыя Мати», «радуйся, Заре таинственнаго Дне» (Акафист Благовещению, икосы 1,5).

Эта Заря всегда и для всех Путеводная. Все мы плаваем в море житейских попечений; море бурное, грозное, готовое поглотить каждого из нас. Надо помнить Пречистую - Она укажет, как жить, куда направлять корабль своей жизни. Она - Путь чистоты, смирения, кротости, терпения, любви и веры. Она-Путь, приводящий к Богу.

Грехопадение разорвало союз между небом и землей. Оборвалась живая благодатная связь с Богом. Люди жили в мире, как в пустыне, ожидая обетованного Спасителя. Требовалась подготовка к Его принятию. Между небом и землей должна была установиться непосредственная связь; должна была появиться лестница, связующая небо и землю, подобно той лестнице, которую видел Иаков, когда он бежал от брата и заснул в пустыне: он видел лестницу, восходящую от земли к небу, по ней поднимались и спускались Ангелы, а наверху был Господь, Который говорил: «Не бойся, Я с тобою!».

Пресвятая Дева Мария в домостороительстве нашего спасения явилась этой лестницей, поднявшейся от земли к небу, и по этой лестнице сошел на землю Сам Господь Иисус Христос. Вот почему мы молимся: «Радуйся, Лествице небесная, Еюже сниде Бог» (икос 2).

Будучи Звездой, являющей нам Солнце (икос 1), Лучом умного Солнца, Светилом незаходимого Света (икос 11), Божия Матерь просвещает нас светом Сына Своего, просвещает всеми путями и средствами, а их множество. Вспомним об одном из них - святом храме.

В Ее Приснодевственной жизни храм Божий был неотъемлемой частью великого приготовления к Богоматеринству. Трехлетней Отроковицей Пречистая приведена была в храм родителями, праведными Иоакимом и Анной, во исполнение данного ими обета. Сопровождаемая девами, при входе в храм Она была встречена первосвященником Захариею, который, повинуясь велению Божию, ввел Ее во Святая Святых, куда имел доступ лишь первосвященник, и то однажды в году. В храме Богоотроковица пребывала в общении с Ангелами. «Тогда же, - говорит богослужебная стихира,-и Гавриил послан бысть к Тебе, Всенепорочная, пищу Тебе принося. Небесная вся удивишася, зряще Духа Святаго в Тя всельшася». В храме ткалась та Божественная ткань, в которую надлежало облечься вочеловечшемуся Господу. Пречистая должна была отделиться от скверны греховного мира и приблизиться к ангельскому миру для общения с ним. И только святой храм достоин был стать Ее жилищем. Введение Ее во храм, как удаление от мира ради общения с Ангелами и упокоения в Боге, есть образ иноческого посвящения, принятие Первоинокиней ангельского образа, который Ей, как Богоматери, предстояло, однако, превзойти, ибо явилась Она и честнейшею херувим, и славнейшею без сравнения серафим. Она освятила Собою образ иноческого предстояния перед Богом, которое в сокровенности сердца одинаково нужно и доступно всякому христианину.

Ветхозаветный храм был единственным богоносным местом на земле, как «скиния свидения Божия», как дом Божий. Здесь человеку дано было иметь встречу с Богом. Слава Божия исполняла скинию и храм Соломонов. Святая Святых вмещала ковчег Завета, осеняемый крыльями херувимов, где слышался голос Божий (Числ.7,89). Однако ветхозаветный храм представлял собою лишь прообразовательное предварение грядущего богоявления в мире. Истинным местом боговселения, храмом Божиим, должен был стать сам человек. И этим храмом, вместившим Невместимого, стала Дева Мария. Вся жизнь ветхозаветной церкви определялась уготовлением Пресвятой Девы. Сама Дева есть храм в храме, его истинное Святая Святых, одушевленный Божий кивот. Появление Ее в храме знаменовало собою грань обоих Заветов, Ветхого и Нового, оно завершило первый и открыло второй. В лице Девы Марии обретается такое место на земле, куда может приклониться небо.

Но, помышляя о горнем, не забудем и дольнего. Приснодева, храм Божества, была и пребывает истинным человеком. Ее служение было также человеческим. И Ее пренебесная высота достигалась жертвенным путем, который указан для всех нас Сыном Ее. Храму была принесена Ее первая жертва дочерней любви, соответствовавшая жертве и любви родителей. Дева в храме призывает всех нас в храм; как и Она, мы должны приносить храму себя, свою чистоту, непорочность, молитву и любовь.

Многие девы провожали Божию Матерь в священное жилище, в храм. К этому шествию, возглавляемому Преблагословенной, присоединяется в веках все христианство, ибо христианская жизнь и есть непрестанное шествие к храму, в храм и через храм - в небесный Иерусалим.

История христианства (например, милость Божией Матери, явленная в Царьграде при императоре Ираклии, затем при императоре Льве Мудром в 911 г. и т.д.), история стран и государств, история нашего Отечества, личный опыт верующих людей свидетельствуют о многочисленных явлениях Богоматерней милости. Ежедневно мы получаем столько милостей, помощи и любви

Царицы Небесной, что по справедливости следовало бы каждый день торжественно отмечать праздник Покрова Божией Матери и непрестанно взывать: «Радуйся, Покрове миру, ширший облака!» (акафист Благовещению, икос 6). Дела не позволяют нам этого. Остается одно - всякий раз, когда мы собираемся в храме, чтобы прославить Богоматерь, будем с искренностью и любовью, от души и сердца произносить глубокие, часто повторяемые, знакомые нам слова: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором» (Акафист Покрову Божией Матери).

Аминь.