Сияние Божественной славы (Явление Казанской иконы Божией Матери)

Проповедь Блаженнейшего Митрополита Владимира на Казанскую икону БогородицыКаждый богородичный праздник овеян чрезвычайной славой и таинственностью, постигнуть которую можно только посредством веры и церковного опыта.

Божия Матерь - это сияние Божественной славы.

В Благовещении Посланник небес открыл Деве Марии тайну Боговоплощения. Она же благоволила открыть миру это таинственное явление. Святой евангелист Лука, единственный из евангелистов, передающий это событие, несомненно, записал его со слов Самой Пречистой.

Сияет Она славой и в момент Своего дивного Успения. Перед лицом святых апостолов Она являет славу: ни гроб, ни умерщвление не могут ее удержать. Она побеждает смерть всей Своей жизнью, Своей безграничной верой в Промысл Божий, в святость Божию и в Божию чудодейственную силу. Она воскрешена и с плотью вознесена на небо.

Исполненные славы жизнь и подвиги Божией Матери-таинственны. Мы уподобляем Ее утренней заре, которая предвозвещает наступление дня. Она явила миру утро Божественного Солнца, послужив великой тайне Боговоплощения.

По исполнении дней Она приносит Христа в храм и отдает Богу как единственную и всесовершенную Жертву за спасение мира. Она отпускает Его от Себя, отдает другим - и с тех пор оружие проходит через Ее материнское сердце, оружие креста и страдания.

Христа, не понимает мир. Она страдает. Его ненавидят, преследуют, на Него клевещут. Ему изменяют и, наконец, Его предают на позорную смерть. Она видит это и безмолвствует, слагает все в Своем сердце, зная, что на сие-то и пришел Он в мир.

Кто может все это постигнуть? Разве что некоторые, те, кто, постоянно укрепляясь в благодати Духа Святого, проникают в Божественные тайны, изумляясь и удивляясь великому о нас Божию снисхождению.

Ее подвиг - это подвиг безмолвия и безвестности. Сохранить безмолвие и тем более безвестность - действительно подвиг. Об этом знает каждый человек.

Божия Матерь подобна многогранному драгоценному камню, в котором каждая грань излучает целую гамму цветов, радуя глаз и услаждая чувство. Много в Ней этих граней - добродетелей. Посмотрим, братия и сестры, на добродетель безмолвия и безвестности, которая так присуща Божией Матери, сияющей славой Божией. Трудно нам бывает воздержаться о лишних и пустых речей. Трудно обуздывать свой язык. А как трудно сохранить себя в смирении, в полной безвестности ради славы Божией. Ведь если нас люди не замечают, мы готовы неистовствовать, мы прилагаем все свои усилия, чтобы сделаться заметными и известными.

Божия Матерь оставалась в безмолвии и безвестности, отдавая все, что имела, славе Божией. Ревнуя о славе Божией, Она и сподобилась славы, достигла того, что из рода в род Ее ублажают небо и земля.

О такой черте христианской жизни говорит апостол Павел во втором послании к Коринфянам: «Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор.6,9-10). Такое разумение было у Божией Матери, таковы и дела Ее жизни. Это пример для нас, людей, и лучший дар, который в день Богородичного праздника мы можем принести Благословенной, - это наше в меру сил и возможностей христианское подражание Ее Богоматерним добродетелям. Нелегко это дается, но мы не одиноки в своих благих намерениях и делах, ибо Она всегда со всеми нами, Она просит у Бога для каждого помощи, милости и благословения.

Проникнемся же, братия и сестры, добродетелью смирения, безмолвия и безвестности. Если мы будем заботиться о том, чтобы в нас и через нас прославилось имя Господне, то Господь прославит и нас славою нетленною.

Прославляя сегодня Богоматернюю милость, дарованную нашей стране и нашему народу через чтимые Ее иконы, будем просить у Нее, чтобы Она призрела на наше смирение и вознесла нас в очах Божиих.

Аминь.