Всем твориши спастися (Явление Казанской иконы Божией Матери)

Явление Казанской иконы Божией Матери«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр.12,1). Так возлюбленный ученик Христа Иоанн Богослов, которому Господь открывал Божественные тайны, говорит в своем Откровении о Божией Матери. Этими словами он указывает нам, людям, на то, что Божия Матерь для мира и для человечества является Солнцем, Луной и тихой Звездой. Она влечет к себе каждого человека и тишиною лунного света, и радостным мерцанием звезды, и теплотою горящего солнца. Веру в это выражает святая Церковь в своих богослужебных текстах. В сегодняшнем тропаре Казанской иконе Божией Матери Церковь поет: «За всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим».

Существует древняя легенда, в которой говорится: однажды собрались все деревья и решили избрать себе царя, чтобы в лице его иметь защиту, честь и помощь. Кто-то из деревьев предложил: пусть царствует над нами кедр ливанский. И обратились все деревья с просьбой к кедру ливанскому: сойди с высот своих и будь для нас царем. Подумал кедр и с гордостью ответил: «Какая мне польза и что за честь сходить с прекрасных горных вершин и иметь дело с вами, темным народом?» И не сошел.

А вот действительность: есть на небе вечно сущая с Богом, Сыном Своим, честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим Преблагословенная Царица и Владычица Матерь Божия. Кедр боялся оставить горы и скалы. Она не боится оставлять светозарное небо и спешит, спешит... к людям на землю, чтобы отыскивать грешников, напоминать им о Боге, приводить их в разум истины, быть им Царицей и Заступницей. И мы твердо верим, что Она, имеющая Свое царство на небе, царствует и на земле, не пренебрегает нами, употребляя все усилия для нашего спасения.

Каждая земная мать умом и сердцем болезнует о своих детях не только в силу органического единства с ними, но и в силу того, что ей дается от Бога благодать молиться и заботиться о детях своих. Ни одно материнское воздыхание, ни одна материнская слеза не остаются напрасными, не увиденными, не услышанными небом. Если так обстоит дело с каждой земной матерью, то какую же силу, превосходящую любовь и заботы земных матерей, имеет молитва и помощь Божией Матери.

О силе материнского ходатайства свидетельствует множество примеров из церковной и светской истории.

Мать блаженного Августина, святая Моника-один из таких примеров. Сколько молитв она обратила к Богу, сколько пролила слез. Она следовала за своим сыном во все страны, сама старалась и других просила помочь его обращению и спасению. «Такие горячие слезы,-говорил, утешая ее, святой Амвросий, - не могут пропасть даром». Он сказал правду. Августин встал на путь чистоты и истины. Стал образцом христианских добродетелей, стал великим учителем Церкви. Его знаменитую «Исповедь» нельзя и сегодня читать без волнения. Вот пример материнского ходатайства!

Еще один пример. Мучимый завистью, взбунтовался младший брат царя Артаксеркса Кир, положил в своем сердце замысел убить старшего брата и воцариться на его престоле. Узнал об этом Артаксеркс. Кир осужден на смерть. На плаху проститься с сыном поднимается царица-мать. Обняла она приговоренного к смерти, поцеловала и, не выпуская из объятий, обвила его шею своими волосами и обратилась к старшему брату с такими словами: «Сын мой, как это можно, чтобы твой младший брат не нашел у тебя помилования? Знай же, что и я, его мать, хочу погибнуть вместе с ним. Не могу и не хочу жить, если твое царское сердце, если твоя сыновняя любовь не пощадит моего сына Кира». Тронутый и побежденный мольбой матери, царь дарует своему брату жизнь и, более того, назначает его наместником Малой Азии. Вот мольба матери и ее результат! Это было за 400 лет до Рождества Христова.

Божия Матерь постоянно ходатайствует о нас, за всех молится Благая. Господь исполняет всякую Ее Богоматернюю просьбу о мире и о людях. Божию Матерь можно сравнить с евангельским садовником, которому хозяин сада велел срубить не принесшее плода дерево. Садовник молит хозяина: «Разреши еще на год оставить дерево, позволь его окопать, удобрить и подождать». Так просит о долготерпении Божием для нас Божия Матерь.

Ходатайствовать о грешных людях, наставлять их на путь правды-дело чрезвычайно трудное. Человек изменчив, непостоянен, слаб, склонен ко греху. И Божия Матерь все это терпит.

Пока человек здоров, пока он молод, благополучен, исполнен сил и деятельности, он не задумывается о смерти, о жизни вечной и потому не думает о Боге. Пример тому - наша жизнь. Почему в Церкви в основном люди пожилого возраста, старшее поколение? Молодые живут в беспечности, не помня о Боге, о вечности, не задумываясь о своем человеческом назначении. Но нелегко прийти к покаянию и исправлению и тогда, когда близится старость, начинается старческое дряхление, одолевают немощи, чувство одиночества и покинутости. Мало кто из людей в таком положении имеет силу воли и мужество смириться с реальностью вещей. Многие впадают в уныние и разочарование. А где уныние, там владычествует враг спасения, там нет места раскаянию, желанию очиститься и быть с Богом. Да, пожалуй, и в любой период человеческой жизни, в любом возрасте требуются усилия воли и желание сердца, чтобы раскаяться в грехах, получить от Бога прощение и примирение. Многие из грешников подобны Святославу, сыну княгини Ольги. На просьбу матери принять христианскую веру Святослав отвечал: «Не могу этого сделать, вся дружина моя смеяться будет надо мной». Размышляют так многие грешники: не могу изменить привычный образ жизни: друзья и соседи смеяться будут. А другие идут еще дальше, размышляя вместе с Каином, убившим своего брата: «И сказал Каин Господу Богу: наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт.4,13). Рассуждающие так остаются закоренелыми грешниками, безразличными к своему спасению.

Божия Матерь знает все эти человеческие слабости, болезнует о нас, печалится нашей печалью, тяготится нашей тяжестью и радуется нашей радостью. Она не перестает ходатайствовать за каждого человека, открывая двери Божьего милосердия. Божия Матерь за всех молится Сыну Своему и Богу. Молитва - это великая чудодейственная сила. Народ израильский прогневил Бога. Господь хотел оставить этот народ. И тогда пророк Моисей молится Богу. Молитва его была услышана. Моисей сам был не без греха: за то, что усомнился в обетовании Божием, он не вошел в землю обетованную. По молитвам Моисея Господь помиловал избранный народ.

Божия Матерь не пророк, не слуга Божия, Она- Мать Самого Спасителя, Невеста Неневестная. Ее молитва много может и многих спасает.

Если Божия Матерь так любит всех людей, что не перестает ходатайствовать за род человеческий, так, может быть, каждому человеку можно спокойно грешить - все равно ведь помилует, все равно вымолит нас у Бога? Нет и нет! Закоренелого грешника, сознательно противящегося исправлению, Божия Матерь не спасет. Упомянутая нами царица-мать не смогла вторично спасти младшего сына Кира, когда он вновь поднял бунт против своего старшего брата Артаксеркса. Кир не исправился и был казнен через усечение мечом.

Почему же Божия Матерь сходит с высот небесных милосердствовать о нас, служить роду человеческому? Этому Она научилась у Сына Своего, Который все сделал для грешников. Она видела Его, ради нас с небес сшедшего, принявшего зрак раба, видела Его, когда Он молился, трудился, увещевал, проповедовал, грозил, терпел, мучился, умирал.

Божия Матерь по благодати Сына Своего не оставляет мир без Своей милости. Она помогает каждому человеку, всем странам и всем народам. Сегодняшний праздник есть знамя Ее помощи нашей стране и нашему народу, знамя Ее милосердия и любви.

Матерь Божия! Моли и впредь за всех нас Сына Твоего и Бога, спасай всех, прибегающих к Твоему покрову.

Аминь.

Цитати

«Про силу материнської молитви свідчить безліч прикладів із церковної та світської історії. Кожна мати розумом і серцем уболіває за своїх дітей не лише через органічну єдність із ними, а й через те, що ій дана від Бога благодать молитися і піклуватися про дітей своїх. Жодне материнське зітхання, жодна материнська сльоза не залишаються марними, не побаченими, не почутими небом»