Слово при наречении архимандрита Владимира (Сабодана) во епископа Звенигородского, 1966 г.
Ваше Высокопреосвященство, богомудрые архипастыри!
Ныне предстою я пред вами и слышу, что речет о мне Господь Бог (Пс.84,9), призывающий меня к апостольскому служению. Я избран Господом чрез вас епископом Церкви Христовой, которую Он стяжал Кровию Своею.
Если великий избранник Божий Моисей, которому Господь повелевает вывести народ Божий из работы египетской, говорит: «Кто я, чтобы мне идти к фараону?... (Исх.3,11) Человек я не речистый... (Исх.4,10) Господи! пошли другого...» (Исх.4,13); если Иеремия, которого Господь от чрева матери избрал, освятил и поставил пророком, восклицает: «О, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер.1,6); если многие избранники Божии были при своем избрании в трепете; если такие сильные духом святители, как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, ужасались высоты святительского служения и уклонялись от него, - то я лишь осмеливаюсь дерзновенно воскликнуть словами ап. Петра: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный» (Лк.5,8). Уже «Жених грядет в полунощи», а я не бодрствую; сотворить обитель хочет Господь у меня (Ин. 14,23), а я не готов к этому; вижу чертог Спасов украшенный и стыжусь, что одежды не имею, чтобы войти в него.
Смущается душа моя в сию минуту. Трудность и высота предстоящего служения поражают мой ум. Быть епископом своего сердца и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Святым Духом, - вот высота, к которой привлекались мои юные взоры. Но что слышу ныне? «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15,16).
Разумею, что епископство есть прежде всего и более всего не власть и почесть, а дело труда и подвига. И в самом деле: легко ли быть «всем вся»? (1 Кор.9,22). Легко ли «изнемогать за всех, кто изнемогает, и воспламеняться за всех, кто соблазняется»? (2 Кор. 11,29). Легко ли быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте»? (1 Тим.4,12). Легко ли суметь, когда следует, «одного обличить, другому запретить, третьего умолить со всяким долготерпением»? (2 Тим.4,2). Легко ли нести ответственность за себя, за паству, за пастырей?
Трудно ходить достойно звания христианина, еще трудней ходить достойно звания епископа. Нелегко это для всякого, а тем более для меня: подвиг епископства возлагается на меня в молодые годы.
Избранничество есть милость Божия, но вместе с тем и тяжелый крест. И откуда мне, грешному и немощному, взять силы для несения столь тяжелого креста, где найду я Симона Киринейского, могущего мне помочь в несении его?
По слову св. ап. Павла, «способность наша от Бога» (2 Кор.3,5), а «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12,9). Милости Великого Бога и Его всеблагой Промысл, молюсь, да будут неиссякаемым источником моих сил.
Промысл Божий всегда был ощутим для меня, грешного. Много раз я испытывал долготерпение Божие и, будучи научен вразумлением Его, приходил к заключению, что ничего не бывает случайного, всем управляет Господь, разными путями ведущий человека ко спасению.
Уповая на помощь Божию, я уповаю также на помощь и заступничество Царицы Небесной, к молитвенному предстательству Которой прибегаю и в нынешний день Ее праздника. Она никогда не оставляла меня Своим покровом и заступлением. Верю, что и ныне Она испросит мне у Сына Своего помощи и благословения.
Мысль моя несется в тот город, где находится великая святыня Юга - икона Богоматери, именуемая «Касперовской». Туда, в Одессу, в духовную семинарию, я пришел двенадцать лет назад простым юношей. Под Богоматерним покровом там начинал я богословское образование и впоследствии принял священство и монашество, там же судил Господь трудиться в родной школе, а потом и возглавлять ее.
Духовная сила моя - в молитвенном предстательст - ве святых угодников Божиих, святителя Николая, особенно чтимого мною, и преподобного Сергия, принимающего меня ныне под своды своей святой Лавры для получения благодати архиерейства.
Великую благодатную помощь вижу для себя и в том, что милосердный Господь в этом году сподобил меня дважды посетить Святую Землю, где я пробыл и Рождество и Пасху, прославляя нас ради рождшегося, страдавшего, погребенного и воскресшего Христа Жизнодавца. Святые места напоминают нам историю домостроительства нашего спасения, они освящены стопами Христа Спасителя, Богоматери, святых апостолов.
Наконец, сила моя в ваших святых молитвах.
Возлюбленные святители! Возлагая на меня руки, чтобы облечь меня великим саном архиерея, прострите их молитвенно и обо мне к Богу, чтобы благодать Божия уврачевала мою немощь и восполнила мою скудость, чтобы мне быть делателем непостыдным, стоящим на Божественной страже и право правящим слово истины (2 Тим.2,15). Верую и исповедую, что великая сила - в молитве, ибо молитвы доходят до небес и низводят верующим благословение и благодать Святого Духа. «Господи! Снитием Утешителя Твоего Духа сосуды честны священныя Твоя ученики соделавый, приятелище и мене покажи Того пришествия». (3 - я молитва ко Причащению).
Трудность моего предстоящего служения усугубляется тем, что благословением Божиим и определением Священного Синода Русской Православной Церкви во главе с Его Святейшеством Святейшим Патриархом Алексием мне доверена миссия представлять нашу Церковь во Всемирном Совете Церквей.
«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа». Эти прекрасные слова отныне, с помощью Божией, станут девизом моей жизни и скромной деятельности. Любовь - над всем и превыше всего, ибо «Бог есть любовь» (1 Ин.4,8).
Единство содержит все блага, какие Бог по Своей бесконечной щедрости хочет даровать миру. Идеалом человеческого единства есть единство Святой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа. Пример деятельной любви и молитвы о единстве - во Христе, Который молится, чтобы все «едино были» (Ин.17,11).
Благодарю Бога, в Троице славимаго и поклоняемаго, за все прошедшее, настоящее и будущее.
Благодарю Святейшего Патриарха Алексия, Священный Синод нашей Церкви и вас, богомудрые святители, за доверие и возлагаемое на меня иго Христово, которое я буду ценить и, Богу содействующу, достойно нести.
В трепете смотрю на чашу, сходящую свыше, повергаюсь пред Огцом Небесным и словами Единородного молюсь: да мимо меня идет чаша сия, однако же не как я хочу, но как Ты: да будет воля Твоя!
Аминь.