Национальные чувства в Церкви
Церковь, членами которой мы с вами являемся, — это единый вселенский богочеловеческий организм. Будучи, по словам апостола Павла, телом Христовым, она соединяет в себе два естества — божественное и человеческое - с присущими им действиями. Церковь связана с миром своей человеческой, тварной природой. Проявлениями этой природы являются такие явления в Церкви, как национальная принадлежность и патриотизм ее членов.
Вселенский характер Церкви не означает того, что христиане не имеют права на национальную самобытность, национальное самоопределение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенские основы с национальными. Так, Православная Церковь, будучи Вселенской, состоит из многих Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, осознавая себя гражданами Небесной Отчизны, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель Церкви Господь Иисус Христос не имел земного пристанища и указывал на то, что принесенное Им учение имеет не локальный и не национальный характер: «Наступает время, когда и не на этой горе, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин. 4, 21). Он, однако, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Разговаривая с самарянкой, Он подчеркивал свою принадлежность к иудейской нации: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4, 22). Иисус был лояльным подданным Римской Империи и платил налоги кесарю. Апостол Павел, который в своих посланиях учил о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он — «Еврей от Евреев» (Флп. 3, 5), а по гражданству — римлянин.
Культурные различия народов проявляются в литургическом и другом церковном творчестве, в особенностях христианского быта. Все это создает национальную христианскую культуру. Среди святых, почитаемых Православной Церковью, много таких, которые прославились любовью к своей земной отчизне и преданностью ей. Одним из примеров этого является мученический подвиг святого великомученика Димитрия Солунского, «доброго отчизнолюбца», который так сказал о родине своей - городе Солуни: «Господи, если погубишь город этот, то я с ним погибну, а если спасешь, то и я с ним буду спасен». Во все века Церковь призывала своих чад любить земную отчизну и не жалеть жизни для ее защиты, если ей угрожала опасность.
Христианский патриотизм нации одновременно проявляется как патриотизм этнического сообщества и как патриотизм сообщества граждан государства. Православный христианин призван любить свою отчизну, которая имеет территориальное измерение, и своих братьев по крови, которые живут по всему миру. Такая любовь является одним из проявлений выполнения заповеди Божией о любви к ближним, что включает любовь к своей семье, единоплеменникам, согражданам. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отчизны от врага, в труде на благо отчизны, заботе об упорядочении жизни народа, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда общество, гражданское или этническое, является вполне или по большей части моноконфессиональным православным, оно в известной мере может восприниматься как единая община веры — православный народ.
Однако национальные чувства могут быть причиной негативных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия (нетерпимость), национальная исключительность, межэтническая вражда. В своих крайних проявлениях эти явления нередко приводят к ограничению прав человека и национальных меньшинств, к войнам и другим видам насилия. Разделение народов на лучших и худших, унижение любого этнического или гражданского сообщества противоречит православной этике. Тем более не согласуются с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или возводят веру в один из аспектов национального самосознания. Противодействуя таким греховным явлениям, Православная Церковь осуществляет миссию примирения втянутых во вражду наций путем переговоров с их представителями. Так, в межэтнических конфликтах она не выступает на стороне ни одной из конфликтующих наций, кроме случаев явной агрессии или несправедливости относительно одной из них.
2005 г.