Божественное посещение. Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице
Глубоким утешением звучат сегодня слова евангельского повествования. Какая радость для нас грешных в образе Закхея! Закхей - сборщик податей, даже начальник, и сам человек богатый (Як. 19,2). Казалось бы, при его занятиях должны были умереть в нем всякие искания и запросы духовного порядка. Но он искал, как говорит Евангелие, “видеть Иисуса, кто Он” (Лк.19,3). Будучи мал ростом, он не мог из-за толпы видеть Христа и, забежав вперед, влез на смоковницу. Надо всегда немного подняться над толпой, чтобы увидеть Христа. Толпа своими общепринятыми понятиями и обычаями как бы закрывает Христа. И кто живет общей жизнью с толпой, тому иногда трудно видеть небесную красоту Его лица. Поднявшись на ступеньку выше толпы, будешь воспринимать и образ и учение Христа с большей ясностью и благоговением.
Закхей со смоковницы не только сам увидел Божественное прекрасное лицо, но и Спаситель его увидел и сказал: “Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” (Лк.19,5). И он сошел и принял Христа в доме своем с радостью.
А что делает в это время толпа, как реагирует на это? - Толпа всегда есть толпа. Она стала упрекать Спасителя в том, что Он зашел в дом грешника. Но Закхей уже не слушает толпы. Он исполнен радости и покаяния: “Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо” (Лк.19,8). Не думает Закхей о том, что, если отдаст половину своего имения нищим и вчетверо тем, кого обидел, а уж, конечно, обидел и сироту, и вдову, и неимущего, требуя не только должного, но и сверхдолжного, - то сам останется нищим. В священную минуту Божественного посещения Закхей почувствовал бесцельность и ничтожность своих приобретений.
Христос приносит в дом грешного человека весть о спасении, в тот дом, в котором раньше жила жестокость и любостяжание. В этом доме раздается Божественный глас: “Ныне пришло спасение дому сему” (Лк.19,9).
В доме Закхея слышится радостная весть не только для Закхея и его домашних, но и для всего человечества. Она поныне звучит под сводами всей вселенной. Звучит радостью и надеждой, утешением и ободрением. Весть эта краткая, но всеобъемлющая и спасительная. Она о том, что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк.19,10).
Аминь.