Благодарность. Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице
Однажды Христос проходил мимо несчастных людей - десяти прокаженных, которые в силу своего страшного недуга не имели права общаться с людьми. Проказа - страшное заболевание, которое поражает человека, разрушая постепенно плоть и кости. Этот недуг страшен еще и тем, что проказа - болезнь заразительная. И потому подверженные этой болезни изгонялись из общества куда-нибудь в пустыню или на территорию заброшенных кладбищ. Христос услышал молитвенный вопль десяти человек, пораженных проказой, которые, не имея права приблизиться, на расстоянии просили Его: “Иисусе Наставниче! помилуй нас” (Лк.17,13). Одним всесильным Своим словом Христос снимает с них болезнь и отчужденность: “Идите в селение и покажитесь священнику”. Исцеленный от проказы, чтобы вновь вернуться к нормальной жизни в обществе людей, должен был получить свидетельство от священника.
И понеслись с радостью все десять исцеленных в селение, показались священнику, встретились со своими родными и близкими. Не было предела их восторгу и радости. Но из десяти, как замечает Евангелие, один самарянин вспомнил о том, что следует вернуться и возблагодарить Виновника своего исцеления. Самарянин же вернулся, пал на колени пред Ним и стал Его громко благодарить и славить. Христос принял эту благодарность, но с горечью заметил: “Не десять ли очистились? где же девять?” (Лк.17,17).
Почему же из десяти, получивших благодеяние, пришел благодарить только один человек? Благодарность - это великое и возвышенное чувство. Благодарность - это трудная добродетель. Хотя принято считать, что труднее всего бывает просить чего-либо у людей, ибо это связано с чувством стыда и неловкости, но, пожалуй, еще труднее благодарить. Пока человек испытывает нужду, пока у человека горе, скорби и слезы, он просит, он настаивает, он вопиет. Когда же все это проходит, он, едва почувствовав благополучие, забывает и о благодетелях и о благодарности.
Святая Церковь, зная немощь человеческую, в момент Божественной литургии в начале Евхаристического канона не случайно напоминает нам: “Благодарим Господа”. Мы должны в первую очередь благодарить Господа. За что же благодарить? За то, что от Него получаем все. За то, что имеем счастье жить и дышать; за то, что имеем возможность чувствовать и любить; даже за то, что имеем возможность страдать и плакать. За все это, как благодеяние, посланное от Бога, мы обязаны Ему благодарностью. Чувство благодарности - самое светлое и возвышенное чувство среди религиозных чувств, самое необходимое.
Мы приходим в святой храм, хотя и объединенные одной верой и одним упованием, но с разным настроением. Что ни человек-то разное состояние души даже здесь, в эту минуту общей молитвы и участия в Божественной литургии. У каждого есть что-то свое, интимное и неповторимое: кто-то одержим болезненным недугом, кто-то раздражен бытовой неурядицей, кто-то впал в уныние или отчаяние, у кого-то плачет душа слезами покаяния, кого-то незаслуженно обидели, а кто-то и сам обидел и раскаивается в совершенном поступке. Поэтому все мы здесь разные, и внутреннее содержание у нас бывает разным. Но как бы то ни было, мы должны вместе и за все благодарить Господа. Общая молитва благодарности единому Богу объединяет нас и согревает огнем священного чувства любви и трепета.
На примере одного из десяти исцеленных, который вернулся и стал благодарить Господа, должны строить свою жизнь христиане. Благодарить Бога надобно не только за радость, но и за горе; не только за улыбки жизни, но и за слезы; не только за свое здоровье, но и за болезни, потому что все, что нам дается, служит для нашей пользы и назидания, служит делу нашего спасения. Господь посылает нам все только доброе и благое. Плохое мы сами на себя навлекаем, увлекаясь себялюбием, страстями и похотями своего тела, сами навлекаем на себя и муку как духовную, так и телесную. Нужно чаще отдавать себя в руки Божии, доверяя Ему и благодаря Его, и тогда Господь мудро устроит пути нашей жизни и подаст нам все необходимое.
Благодарность - чувство великое. Мы любим, когда нас благодарят другие, мы почитаем таких людей, говоря: вот какой благодарный, учтивый человек, но сами не спешим благодарить. Любит и Господь тех, которые к Нему относятся с чувством благодарности. Он не нуждается в наших благодарениях, это чувство нужно нам и для нас, для воспитания и освящения нашего сердца и нашей души в Господе и через Господа.
Как приятно и радостно слышать из Евангелия, что все-таки нашелся хотя бы один из десяти, который воздал хвалу Господу - Чудотворцу и Исцелителю своему. В этом одном человеке, братия и сестры, радостная надежда и для нас. Этот человек, благодаривший Господа, служит для нас каким-то особенным источником умиления и утешения. Это не случайно, потому что и в нашем сердце заложены добрые чувства, которые готовы проявить себя, но мы их часто подавляем и не даем им роста.
Слушая евангельское повествование об остальных девяти прокаженных, невольно жалеешь их, переживаешь за них, бывших несчастными и ставших счастливыми. Невольно хочется как-то извинить их ошибку, потому что они, будучи совершенно мертвыми, ожили; будучи отверженными, вернулись в общество людей, к своим родным и близким. Невольно по-человечески хочется оправдывать их, в полученной радости забывших о Том, Кто дал им ее, потому что человеку так не хватает в жизни радости, восторга и ликования, так дорого все это стоит, что, получив радость, теряешься в ней, боясь потерять полученное.
Нужно помнить, что счастье настоящее, духовное счастье во Христе Иисусе - не мимолетное. Господь - Источник всякого блага и утешения - всегда с нами, Он не забывает нас. Благодарным сердцем и благодарными устами надо вспоминать о Нем и о Его благодеяниях. В святой Литургии мы вместе с Церковью благодарим Господа за все Его благодеяния, “бывшие на нас”, видимые и невидимые, хотя Господь в этом не испытывает нужды, потому что Ему воссылают славословие святые ангелы и архангелы, небесные воинства, херувимы и серафимы. Присоединяясь к небесному воинству, будем и мы чаще славословить Бога и благодарить, ибо только Ему подобает слава и благодарение во веки.
Аминь.