Богатство. Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице
Только что мы слышали евангельское чтение - слово Божие. Христос ведет разговор с богатым человеком, которого в итоге называет безумным. Так поступает Господь не потому, что осуждает или порицает необходимые для жизни материальные блага, Он осуждает неправильное отношение к ним, когда лишь в материальном благе и только в нем человек видит все главное для жизни. Господь осуждает богатство как самоцель, которая ослепляет человека, заслоняя все остальные ценности. Слова, которыми утешает себя евангельский богач, обращаясь к душе: “Душе моя, покойся, ешь, пей, веселись”,-слова, к сожалению, большинства людей, девиз земнородных.
По учению святого апостола Павла, человек состоит из духа, души и тела. Дух - это высшее и святое, что отличает человека от всего сотворенного и что роднит его с Богом. Душа - это жизненная сила в человеке. “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою” (Быт.2,7). Душу жизни имеет все живущее в этом мире (Быт. 1,30). Обращаясь к своей душе, богач говорил: «Ешь, пей, веселись, покойся». И, наконец, плоть человеческая - это храмина духа, это частица материи, это то, что делает человека плотяным и материальным. Всех людей захватывает потребность плоти больше, чем потребность духа. Человек воздвигает культ плоти. Требования плоти занимают наш ум и устремления, мы стараемся стяжать себе богатство, чтобы можно было есть, пить и веселиться.
Назидая нас словами Господа Иисуса Христа, Церковь хочет, чтобы мы правильно располагали своими силами и возможностями. Да, необходимо питать и греть свою плоть, потому что она является храмом Духа Божия, живущего в нас. Но необходимо удовлетворять и духовные свои запросы и потребности. Может ли человек пользоваться абсолютным покоем, если он будет только есть, пить и веселиться? Часто в поисках покоя человек теряет последний покой и отдых. Ешь, пей... Сколько усилий употребляем мы для этого, лишь бы наполнить чрево! Мы пресыщаемся, а пресыщенность рождает опасные пороки и разочарование. Излишества в питии, особенно алкогольном, так же опасны, как и в еде. Они расстраивают физическое здоровье, вредят совершенству духа. А веселье... Как его любят люди! С какими усилиями ищут его, а найдя, пресыщаются, приходят в разочарование и отчаяние, ища все новых форм лживого утешения и наслаждения.
Император Нерон в поисках веселия и развлечений устроил однажды забавную сцену: с галерей в зал, где собралось множество гостей, все время сыпали лепестки роз. Сначала все гости ликовали. Такая забава пришлась им по сердцу уже потому, что было в ней что-то новое. Вот гости уже утопают в лепестках роз, не могут передвигаться. Игра продолжается по злому замыслу императора. Лепестки сыпались до тех пор, пока гости не пришли в отчаяние, они начали кричать и задыхаться. Торжествовал лишь один император, глядя на очумевшую толпу. Так кончается всякое с излишеством плотское наслаждение, к которому мы тщетно устремляемся, думая, что именно в нем заключается счастье нашей жизни.
У нас есть запросы духа. Душа тоскует по небу, как выразился один наш поэт, по своей отчизне. Никакие скучные звуки земли не могут заменить ей небесного голоса, созвучного и присущего человеку-образу Божию. Есть у нас высшие запросы духа, которые постоянно встают перед нами и ждут своего решения. “... Не хлебом одним будет жить человек” (Мф.4,4).
Веруя в Бога, в высший Божественный разум, который управляет всем миром, вознося к Богу свои молитвы, будут ли это просьбы, славословия или благодарения, посещая богослужения и причащаясь в Церкви нетленной пищи - Животворящего Тела и Крови Христовой, мы достигнем временного и напитаем жаждущую душу вечным. В этом наше призвание и назначение. Что может быть радостнее и благодатнее, чем ощущение и знание того, что человек, будучи немощным, греховным, земным, принадлежит небу и вечности. Да будет нам в этом верным учителем и помощником святая Церковь и да будут с нами милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Аминь.