Семя есть Слово Божие. Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
“Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, Господь возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!” (Лк.8,5-8).
Сеятель, дорогие братья и сестры, есть Иисус Христос; семя - слово Божие, а земля - сердце человеческое; доброе сердце - добрая земля; а злое, нечистое, страстями задавленное сердце - худая земля.
Итак, Спаситель сравнивает слово Божие, Им проповедуемое, с семенем, бросаемым в землю. Семя бросают в землю, слово Божие проповедуют. Семя может быть воспринято землей или остаться на поверхности ее и быть потоптано прохожими или поклевано птицами. И слово Божие или воспринимается сердцами человеческими, или не доходит до них, слушается и не усваивается, слушается и скоро забывается. Семя, воспринятое землей, очень нередко, хотя и всходит, но вянет безвременно или заглушается сорною травою, - так и слово Божие часто искореняется из сердца житейскими заботами и греховными привязанностями. Семя, попавшее на добрую почву, возрастает и приносит плод, - так и слово Божие, воспринятое сердцем, проникает всего человека, совершенно преобразует его и приносит плоды веры, выражающиеся в добрых делах и благочестивой жизни.
В мире вещественном всякая жизнь и всякое семя первоначально от Бога. Господь сказал: “Да произрастит земля былие травное, сеющее семя по роду своему и подобию” (Быт. 1,11). Так и духовное семя, слово Божие, принес в мир Сын Единородный и, посеяв его в сердцах богоизбранных учеников Своих, заповедал им: “Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари” (Мк.16,15).
С тех пор Божественное семя жизни сеется в сердцах людей. Оно живо и действенно, всегда “полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен” (2 Тим.3,16-17).
Мертва и бесплодна сама по себе греховная природа падшего человека, произрастают на этой почве терния несытых помыслов и чувств, волчцы беззакония и неправды. Когда же сеется на ней семя Божие, когда оросится она благодатью Пресвятого Духа, тогда возникает в ней новая жизнь, исполненная благими помыслами и чувствами, благоухает она цветами добродетелей, приносит духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал.5,22). Зависит и от нас, какую почву мы готовим и представляем для сеяния и как воспринимаем посеянное.
С семенем можно сравнить всякую добрую мысль, всякое доброе желание. Рождающиеся в нашей душе благие мысли и желания иногда, подобно семени, упавшему на недобрую почву, скоро умирают и глохнут, как бы их и не было. В другое же время добрая мысль глубоко западает в душу человека, обнимает всего его, не дает покоя ему, всюду преследуя его и требуя исполнения ее. И вот, благодаря этому, мысль переходит в твердое намерение, а намерение - в дело; так из малого семени вырастает большое дерево с хорошими плодами.
С ростом семени, брошенного в землю, можно сравнить рост духовной жизни христианина. Семя мало, едва заметно, и духовная жизнь бывает сначала едва заметна и ощутима. Семя растет, сначала показывается зелень, потом стебель, наконец колос на стебле. Так и духовная жизнь христианина: сначала является мысль последовать Христу, потом эта мысль переходит в желание, желание постепенно усиливается, сердце христианина все больше и больше расширяется для любви к Нему, он чувствует в себе неизъяснимое наслаждение во всем чувствовать, мыслить, говорить, делать по духу учения Христова. Наконец, все это обращается ему в навык, становится потребностью до такой степени, что непонятным делается, как это другие могут жить без этого, без Христа и не для Христа.
Спросим сегодня себя, стараемся ли мы посеять и взрастить в сердцах наших семена добрых намерений и желаний. Есть ли в нас, в нашей деятельности начатки христианских добродетелей? А жизнь наша на земле мала, время посева кратко. Мигом пройдет жизнь, кончится время сева, очутимся у дверей гроба, и тогда страшно будет явиться на тот свет ни с чем. Земледельца, не потрудившегося засеять свое поле, ждет зимой голод. Горькая участь в будущем ждет беспечного христианина, ничего не сделавшего во славу Божию, на пользу ближнего, во спасение души своей. Без посева не бывает жатвы: так нечего будет жать в вечности и беспечному христианину. Убоимся горьких последствий праздности, лености и нерадения. Будем сеять, трудиться, работать, каяться и молиться и за кратковременные труды пожнем плоды вечности.
Аминь.