Господь сжалился над нею! Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
“Не плачь!” - сказал Господь вдове наинской, оплакивающей смерть единственного сына. Человеколюбец сжалился над нею и, подойдя к одру и прикоснувшись к нему со словами: “Юноша! тебе говорю, встань!”, - воскресил сына ее. Мертвый поднялся, сел и стал говорить. Всех охватил страх, все славили Бога, говоря: “Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой” (Лк.7,11-16).
Мнение об Иисусе Христе, как о великом Пророке, Посланнике Божием “распространилось,-говорит Евангелист,-по всей Иудее и по всей окрестности”. Однако народ еще не узнал в этом чуде руку Мессии, Сына Божия. В глазах иудеев Иисус, в данном случае, был великим Пророком, не меньше Илии, воскресившего сына вдовы в Сарепте Сидонской (3 Цар. 17,21), и Елисея, воскресившего ребенка, сына сонамитянки (4 Цар.4,34-35), о чем, конечно, многие знали из Писания. Но те чудеса имели место сотни лет тому назад, а это чудо возле ворот наинских, как и множество других чудес Иисусовых, совершилось теперь, на глазах всего народа. Это убеждало народ, что перед ним, несомненно, стоит великий Пророк. Но кто же Он? И ради чего Он творит великие чудеса? Почему, без всякой просьбы кого бы то ни было, Он воскресил сына вдовы наинской? Евангелист Лука на это прямо отвечает, что чудо было совершено из жалости к скорби вдовы. “Господь сжалился над нею”,-говорит он (Лк.7,13).
В лице наинской вдовы и осиротевшей матери Христос пожалел человека, пораженного грехом, болезнью и смертью. В слезах осиротевшей матери Он увидел и услышал тысячелетний вопль всего человечества, не могущего примириться с царством смерти на земле; с тем трагическим плачем, который слышится повсюду даже до сего дня. “Плачу и рыдаю, егда помышлдю смерть, и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, бесславну, не имущую вида. О чудесе! что сие еже о нас бысть таинство: како предахомся тлению? како сопрягохомся смерти? воистину Бога повелением, якоже писано есть, подающего преставльшемуся упокоение” (Чин погребения мирских человеков).
Однако не одно сочувствие людскому горю было причиной воскрешения юноши в Наине. Здесь было также знамение силы и славы Христа. И если большинство современников Христовых видели в Нем только величайшего Пророка, творящего чудеса именем Божиим, то были тогда и такие, которые увидели в Нем Мессию, Сына Божия, имеющего власть над жизнью и смертью во вселенной. А впоследствии таковыми верующими стали и все апостолы и ученики Иисуса Христа, и мы в их числе.
Кроме того, чудо в Наине было пророчеством и обетованием новой эпохи, когда смерть потеряет власть над человеком и когда “отрет Бог всякую слезу с очей... и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло...” (Апок.21,4).
Наконец, невозможно себе представить, чтобы Христос, Который свидетельствовал о Себе: “Аз есмь воскресение и жизнь” (Ин.11,25)-и Который шел в Наин проповедовать Царствие Божие и воскресение мертвых, мог равнодушно пройти мимо заградившего Ему путь фоба, предоставить свободный путь смерти и печали, позволить им шествовать своей дорогой к каменной пещере. Христос воскресил умершего и потопил человеческое горе потому, что иначе и быть не могло. Где Он являлся, там открывались двери рая, где уже нет ни смерти, ни печали, ни воздыхания, но воскресение и жизнь бесконечная.
Поразительное чудо воскресения юноши совершено Господом во образ будущего воскресения всех нас и для утверждения нашей слабой веры в наше воскресение. Будем же помнить об этом, будем трудиться, молиться и стараться, чтобы воскреснуть нам в радость и жизнь вечную, а не в укоризну вечную, чтобы по воскресении сподобиться стать одесную Господа и услышать Его голос, не отсылающий в муку вечную, но призывающий к наследию Царства Небесного.
“Видя вдовицу зельне плачущу, Господи, я коже бо тогда умилосердився, сына ея на погребение несома воскресил еси: сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехми умерщвленную мою душу воскреси” (Акафист Иисусу Сладчайшему, кондак 2).
Аминь.