Проповедь на Новый год (8)

благословение на Новый годМы собрались в святом храме, чтобы вознести молитву нашему Владыке и Господу, благодарить Его за прошедшее и просить Его богатых милостей на будущее.

Уходит навсегда еще один год, уходит в вечность, и, как вестник вечности, приходит к нам новый год.

Если смотреть с внешней стороны, то как день не отличается от дня, так и год как будто бы не должен отличаться от другого года. Как каждый день имеет свое начало и свой конец, так и каждый год имеет свое начало и свой конец. Пророк Давид в одном из псалмов выразил следующую мысль: “День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание”(Пс. 18,3). Поэтому уходящее от нас время служит поводом к тому, чтобы мы благодарили Бога и извлекали из прошедшего назидательный урок для будущего. С упованием и твердой христианской надеждой мы смотрим в лицо наступающему времени, ибо все, что Господь положил и чем оградил пределы нашей жизни, есть для нас, верующих людей, глубина мудрости и человеколюбия Божия.

Мы благодарим Господа за все Его благодеяния, бывшие с нами в прошедшем лете Его благости: и за радости и за скорби, и за испытания и за укрепления. Благодарим с надеждой на будущую милость и знаем, что если, может быть, и не каждый день в прошлом был для нас счастливым, зато каждый день был Богом благословенным. Благодарим Его и за испытания, за горести и скорби, без которых жизнь невозможна, как невозможна бывает пища без соли. Ведь многие святые и праведные люди подвергались ради спасения многим испытаниям. Разве праведный Авраам не подвергался испытанию, когда должен был принести в жертву своего сына? Разве Иосиф, названный Прекрасным, не подвергался испытаниям, когда родными братьями был продан в египетское рабство? Разве не испытывалась чистота и невинность ветхозаветной Сусанны, оклеветанной двумя беззаконными старцами? Многие праведники как Ветхого, так и Нового Завета подвергались испытанию, чтобы утвердиться в вере и любви, чтобы стать непоколебимыми проповедниками добра, чистоты и совершенства. Прошедшее время учит нас не повторять злое, укрепляться в добром.

Как принято, каждый раз, поздравляя с праздником, в данном случае с Новым годом, мы желаем друг другу счастья. Что же такое счастье? Что заключается в этом пожелании? Чем полнится само слово, какой смысл мы вкладываем в это слово, выражая им наши добрые пожелания? Счастье, с точки зрения современной эмпирической науки, есть положительные эмоции, которые человек испытывает при удовлетворении главных или основных материальных и духов -  пых потребностей. Что такое удовлетворение материальных потребностей - здесь вопрос ясен, потому - то большую часть нашей жизни мы и посвящаем заботам материального порядка, стараясь удовлетворить их в первую очередь. Что касается духовных потребностей, то здесь более трудная и сложная задача. Мы, христиане, просвещены верой Христовой, этим бесценным даром, освещающим и освящающим путь нашей жизни, имеем об этом христианское знание. Счастье прежде всего - в бесценном даре жизни, Божьем даре. .Жизнь дает возможность человеку проявить свою человечность. Возникает новый вопрос: а что такое человечность в духовном смысле? Как человек должен жить, чтобы он мог умножать духовное счастье в своей душе, в семье, в обществе? Древние считали высшей мудростью человеческой познание самого себя. В этом - залог настоящего счастья, хотя это дается большим трудом и огромными усилиями. Почему это так трудно? Трудно потому, что амплитуда человеческих колебаний неизмерима. Человек, по выражению поэта, и бог и червь. От совершенства до ничтожества, от высоты до глубины, от порывов до падений - огромное и близкое расстояние. Объяснить это пытались большие умы на протяжении всей истории человечества. Блажен и счастлив тот, кто правильно поймет тайну человеческого существа, кто по - настоящему оценит цель своей жизни и своего человеческого назначения. Познать себя необходимо для того, чтобы стать хозяином над собой. Все несчастья в нашей жизни - от себялюбивого и грехолюбивого “я”, которое властвует над нами и распоряжается нами как хочет. Познать себя - это значит оценить все Богом данные ценности, это значит уметь распознавать, что в моей сущности доброе, а что худое, что светлое, а что темное, и, оценив по - настоящему “свою эмпирическую личность”, вести борьбу с плохим, созидать доброе, вести жизнь, достойную человека, носящего в себе образ и подобие Божие. В этом начало человеческого счастья. И потому это было всегда большим трудом и высокой мудростью. Счастье еще и в том, чтобы с благодарностью помнить, кому мы обязаны своей жизнью и благодаря кому мы можем по справедливости оценить ее. Для нас, верующих людей, источник жизни и счастья в Боге, в Которого мы веруем и имя Которого исповедуем. “Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял (как угодно было Господу, так и сделалось); да будет имя Господне благословенно!” (Иов. 1,21).

Быть счастливым^ - это значит уметь правильно пользоваться жизнью, уметь дорожить каждой минутой не столь уже многих лет, которые отводятся человеку. Жить счастливо - это значит жить ради людей, ради блага человечества. Не все мы выдающиеся личности, не все герои, но мы люди. И этого достаточно. Если каждый из нас на своем жизненном пути будет человеком, то и общество людей будет все более и более человечным, мирным и счастливым.

Каждый новый год в нашей жизни - это новый глас Отца Небесного, Источника нашей жизни и всякого блага. Он зовет нас быть благоразумными, счастливыми, совершать свой путь в правде, в любви и мире, в чистоте.

Вступая в новый год, будем радоваться и молиться Подателю всякого блага Богу, Который соделает нашу жизнь исполненной счастья и в материальном, и в духовном смысле, сделает ее новой и благодатной.

Благодать, мир, милость и человеколюбие Божие да будут с нами, с нашей страной и Церковью и в наступающем году.

Аминь.

Проповеди Блаженнейшего Митрпоолита Владимира (Сабодана)

Музей Блаженнішого Митрополита Володимира

Цитати

«Час Великого посту, Святої Чотиридесятниці – це Божий дар, який допомагає здобути гідні плоди на славу Божу і для свого спасіння. Потрібно користуватися цим даром, щоб принести гідні плоди покаяння і святості, правди й добра, без яких неможливо увійти в Царство Боже»