Мытарево смирение (Неделя о мытаре и фарисее)
В евангельской притче на примере мытаря и фарисея Господь учит нас, с каким расположением духа нужно молиться в церкви или где бы то ни было. Молитва - великое дело. Через молитву человек общается с Богом, получает от Него дары благодати. В молитве человек благодарит Бога как Благодетеля за непрестанные милости и славит Его как всесовершенного Творца и Промыслителя.
Фарисей и мытарь вместе пришли в храм Божий помолиться, но вынесли из храма неодинаковый плод молитвы. Мытарь пошел в свой дом более оправданный Богом, чем фарисей. Послушаем, как молился фарисей и как молился мытарь, и кто из них угодил Богу своей молитвой. Войдя в церковь, фарисей молился так: “Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человеки, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Совсем не так молился мытарь. Он говорил мало, но с многой скорбью о своих грехах, не поднимая головы, ударял себя в грудь и говорил: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!”. И вот результат: мытарь пошел из церкви домой оправданным, хотя был грешник, а фарисей - нет, хотя и делал дела законной правды (Лк. 18,10-14).
Чем же была угодна Богу молитва мытаря? Тем, что он в своей молитве был смирен и имел сердце сокрушенное, а “сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит” (Пс.50,19).
Отчего же молитва фарисея была неугодна Богу? “Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!” - говорит Бог через Пророка (Ис.5,21). Фарисей в слепом самомнении и гордости забыл, что говорит и с Кем говорит.
У каждого из нас несравненно больше грехов, чем добрых дел, да и добрые дела наши совершаются при помощи Божией (Ин. 15,5), - чем же тут хвалиться? Не лучше ли пролить слезу сокрушения о грехах своих, не лучше ли вознести теплую молитву ко Господу и Тому возвестить печаль свою, “яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися” (Ирм. 8 гласа, песнь 6). Каждому из нас по совершении всякого доброго дела нужно помнить слова Господа: “Когда исполните все поведенное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать” (Лк. 17,10). И какая нам может быть польза от того, что мы говорим о чужих грехах, если мы сами “в бездне греховной валяемся”, или о своих добродетелях, когда у других их куда больше; не лучше ли и не полезнее ли чаще повторять: “Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего” (Молитва св.Ефрема Сирина).
Молитва мытаря - это истинный пример молитвы, оправдывающей грешника. С мытаревыми чувствами и расположением души надобно предстоять в храме, который есть дом молитвы, место совершения великой бескровной жертвы, место единения Бога с человеком.
Много значит и внешнее положение молящегося в церкви, ибо оно служит выражением внутреннего настроения. Кто приходит в церковь поздно, а выйти спешит пораньше, тот мало понимает достоинство молитвы и назначение Церкви, которая молится только о тех, кто с верой, благоговением и страхом Божиим входит в храм. Кто в храме позволяет себе разговоры о делах житейских, рассматривает, кто как стоит, осуждает стоящих в храме, тот уподобляется фарисею. Кто при наличии телесных сил, далекий от преклонных лет старости, прислоняется к стене, ропщет на продолжительность служб, тот исполняет только внешний обряд, не сознавая, что молитва есть подвиг, что в устремлении к Богу молитвенного духа должно быть некоторое самоотвержение. Кто скучает, когда совершается заупокойное поминовение незнакомых лиц, тот не проникся братской о Христе любовью ко всем, тот и в церковь принес, дух себялюбия и фарисейского превозношения. А против этого-то духа и направлено церковное богослужение, внушающее нам взаимную друг ко другу любовь: “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Господа”. Церковь всегда молится не только о всех предстоящих, но и о всех оставшихся вне храма ради извинительных причин и в отшествии сущих, о плавающих и путешествующих, о любящих нас и ненавидящих, о всех прежде почивших повсюду православных христианах.
Пусть каждый из нас, собираясь в храм или стоя на молитве, заботится преимущественно о том, как благоуспешно молиться, чтобы выйти из церкви оправданным, как мытарь, а не осужденным, как фарисей.
Аминь.