Дар сыновства (Неделя о блудном сыне)

Одну из подготовительных к Великому посту недель Церковь именует неделей о блудном сыне. В этот день за Божественной литургией читается притча Христа Спасителя о блудном сыне.

Историю блудного сына мы можем встретить не только в Евангелии, но и в нашей жизни - общественной, семейной и личной, в той жизни, которую ведут люди, не считаясь с нравственными принципами, живя по собственной воле и руководствуясь только своими эгоистическими соображениями.

Слушая притчу о блудном сыне, мы всегда печалимся печалью отца, потерявшего сына, и печалью сына, оказавшегося в трудном положении после того, как он истребовал часть отцовского имения, ушел в далекую страну и, живя там блудно, расточил свое богатство. Но вместе с тем, слушая притчу, мы и радуемся радостью отца, который дождался возвращения блудного своего сына, и радостью блудного сына, нашедшего в себе силу воли, чтобы с покаянием вернуться к отцу.

В истории блудного сына каждый грешник может и должен увидеть себя, свою судьбу, свои заблуждения и вместе с тем возможность возвращения. Каждый может и должен почувствовать, насколько благодатно и радостно пребывать в доме отца, пользуясь отеческой любовью, и насколько больно бывает, когда мы отступаем от родительских заветов, живем произвольно, греховно, можно сказать, понапрасну.

Этой притчей Господь Иисус показывает верующему человеку его отношения не с земным отцом, хотя и это не исключено, а с Отцом Небесным, показывает, в каких отношениях мы должны находиться с Богом и в каких действительно находимся.

Господь-Отец всех людей. Все люди - чада Отца Небесного, и между ними существует единство общности. У Отца Небесного много любви, много милосердия и щедрот. И поскольку Он есть высочайшая и абсолютная Любовь, эти щедроты и милости богато изливаются на всех-добрых и злых, покорных и непокорных детей. Отец Небесный дал нам дыхание и жизнь, и все необходимое для жизни земной и для жизни вечной. Мы же, дети Отца Небесного, земнородные сыны, не всегда правильно и достойно пользуемся щедротами своего Отца: чаще всего мы руководствуемся собственными побуждениями, желанием удовлетворить низменные страсти и порочные запросы греховного ума и сластолюбивой плоти. Получив от Отца Небесного саму жизнь и все необходимое для жизни, мы норовим отойти далеко в сторону, подальше от глаз. Стоит сделать только один шаг от света в сторону, как тьма уже окутывает, охватывает и покоряет нас. Избрав добровольно тьму, мы, беспомощные, пытаемся чего-то искать: ложного счастья, греховных удовольствий, неправедных друзей, торгуем имуществом Отца Небесного и в погоне за удовольствиями, в поисках удовлетворения порочных желаний прожигаем свое состояние, тратим свои способности, истощаем свои физические силы. Мы отдаем себя временным, суетным и скоропреходящим благам, забывая о благах вечных.

Если каждый из нас найдет в себе силу и мужество посмотреть на себя, то не потребуется особых доказательств, чтобы убедиться в том, что все мы, блуждая в этой жизни, очень надеемся на себя, меньше всего помним о силе, правде и, главное, о любви Отца Небесного. Бредем подчас, шаг за шагом теряя остатки сил и света, исполняясь безысходной тоски. Но наступает день - и дай Бог, чтоб для каждого блудного сына он наступил,-когда, потеряв все и изведав горечь разочарований и безысходности, мы начинаем сопоставлять жизнь в отеческом доме с блудной жизнью на далеких дорогах распутства, заблуждений и соблазнов. И благо тому человеку, который, подобно евангельскому блудному сыну, придет наконец в себя и, поняв истинную цену вещей и событий, окружавших его, вернется в отчий дом.

Евангельский блудный сын вернулся к отцу после долгой и сложной жизни, отнявшей все, что у него было, и, можно сказать, потеряв самого себя. Пришел к отцу - и все получил заново, хотя надеялся на права не сыновние, а последнего наемника. Каждый из нас, независимо от того, насколько далеко он ушел от отеческого дома, от Церкви, от Бога, от правды, если только опомнится, придет в разум и найдет в себе силу вновь вернуться к источнику света и любви, незамедлительно получает прощение и прежнюю любовь Отца Небесного.

Блудный сын, повествует Евангелие, еще далеко был на пути к отеческому дому, а отец уже вышел к нему навстречу, распростер свои объятия и покрыл сына любовью и прощением.

Такова судьба каждого кающегося грешника. Таков благополучный исход. Если грешник находит в себе силу и сознание вновь вернуться к Отцу, Господь возвращает ему то богатство, которое он неразумно растратил на греховных дорогах жизни, возвращает прежнее сыновство.

Блудный, но сын... И как это важно всегда помнить. Сыновство - это огромное счастье и бесконечные возможности для каждого человека. Сын... Сын Отца Небесного. Какими бы грешными мы ни становились в нашей жизни, если мы потеряли истину, отчий дом, но остались сыновьями, то это уже все: и возможность, и надежда, и спасение. Главное - не потерять совсем чувства сыновства, помнить, что есть возможность исправиться и вновь обрести отеческую любовь.

Вводя нас в пречестные дни Великого поста, Церковь напоминает нам об этой радостной и счастливой возможности.

Пусть же сердцеведец Господь, знающий не только наши дела, но и помышления, не лишит нас благодатного дара сыновства и сознания того, что мы все и все равно дети Отца Небесного, ибо это сознание всегда будет помогать недостойному стать достойным, неправедному-праведным, заблудшему вернуться на путь правый, пропавшему найтись, погибшему вернуться к жизни.

Аминь.

Проповеди Блаженнейшего Митрпоолита Владимира (Сабодана)

Музей Блаженнішого Митрополита Володимира

Цитати

«Єпископи є наступниками апостолів Христа. Вони – стовпи Церкви, бо Церква – це громада вірних, побудована «на основі апостолів і пророків, де наріжним каменем є Сам Іісус Христос, що на Ньому вся будівля, улад побудована, росте в святий храм у Господі». Церква наша тому і є Православною, що зверігає від апостолів і вчення, і наступництво дарів Святого Духа»