Даруй ми зрети моя прегрешения (Проповедь после 3-й части канона Андрея Критского)
Вот уже третий день святая Церковь с материнской заботой зовет нас на путь исправления. В покаянном каноне св.Андрея Критского приводится множество примеров жития доброго и греховного, слышится призыв к покаянию: “Душе моя, душе моя, востани, что спиши”, уклоняйся всего злого, наследуй примеры доброго жития, избегай грехов и пороков, оскверняющих тебя и оскорбляющих Бога.
В сегодняшний вечер обратимся вновь к молитве преподобного Ефрема Сирина. Мы уже размышляли об упоминаемых в первой части молитвы недугах и просили Господа избавить нас от них. Размышляли и о добродетелях, которые просим у Бога во второй части молитвы. Остановим наше внимание на третьей, заключительной части этой дивной молитвы: “Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков”.
Краткая по количеству слов, но глубочайшая по смыслу и содержанию, эта молитва всегда трогала сердца верующих людей. Многие о ней размышляли и писали, объясняли ее. Один из великих поэтов так писал о ней:
“Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста,
Всех чаще мне она приходит на уста И падшего свежит неведомою силой... ”
Почему же в конце этой молитвы мы просим Бога дать нам возможность увидеть свои грехи и не осуждать нашего брата? Увидеть свой грех и осознать его пагубную силу - задача кающегося и ищущего очищения. Без сознания своей греховности нет истинного покаяния, а значит, нет и исправления. Только тот человек на пути к исправлению, который понимает глубину своего падения, жалеет о соделанном и ищет исправления. Святые отцы учат, что осознавший глубину своего падения уже недалек от спасения. Видеть свои грехи важно и необходимо для того, чтобы не повторять их; видеть свои грехи важно и необходимо для того, чтобы осознать, что грех-это нарушение нормы, это оскорбление Творца, за которое рано или поздно придется отвечать перед своей совестью и людьми, перед Богом, здесь и в будущей жизни. Видеть свои грехи необходимо для того, чтобы просить у Господа прощения и исправления. Человек, видящий глубину своего падения и знающий горечь последствий этого, не будет самолюбивым, гордым и самонадеянным-такой человек будет смиренным и сокрушенным. А “сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит” (Пс.50,19).
Тот, кто по-настоящему увидел и, увидев, осознал свои недостатки, не станет указывать пальцем “на сучок в глазу брата своего” (Мф.7,3).
Мы просим Бога: “Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”. Почему нельзя осуждать братьев своих? Во-первых, потому, что это запрещает Господь: “Не судите, да не судимы будете” (Мф.7,1). Во-вторых, суд человеческий может быть ошибочным. Осуждая ближнего, мы рискуем быть необъективными, так как не знаем до конца человека, его внутреннего состояния, не знаем его жизни. Мы любим вкладывать перст своего любопытства в чужие раны, ведем суды и пересуды, добавляем многое от себя, забывая заповедь: “Друг друга тяготы носите” (Гал.6,2).
Из личного опыта каждый знает, как трудно бывает сказать о человеке доброе слово, даже когда он заслуживает того, и как легко и просто говорить о человеке плохо, осуждать его или высмеивать. Осуждая других, мы впадаем в грех гордости, надменности и самомнения. И, наконец, мы не имеем права судить брата своего потому, что это право принадлежит одному Богу-Сердцеведцу и Мздовоздаятелю. Вот почему так часто мы повторяем в эти дни: “Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”.
Заканчивается молитва Ефрема Сирина славословием: “Яко благословен еси во веки веков. Аминь”. Нас благословляет Церковь, священники, мы получаем благословение от своих родителей, сами благословляем своих детей и близких. В благословении мы получаем и даем благо. Почему же мы именуем Бога “благословенным”? Почему говорим: “Благословен Бог наш...”, “Благословлю Господа на всякое время...”, “Яко благословен еси во веки веков” и т.д.? Благословен Бог наш и благословенно Имя Его в силу того, что Он есть абсолютное Благо, Любовь, Истина и Святость. Благословенно - состоит из двух слов: “благо” и “слово”. Благословен тот, о ком можно сказать самые благие, самые возвышенные и добрые слова. Господь благословен над всеми благословенными, потому что Он источник всякой благостыни. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение. Буди же Имя Его благословенно от ныне и до века!
Аминь.