Проповедь у святой Плащаницы (5)

Люди всегда остаются людьми, несмотря на то, что каждый человек есть Божие творение, несмотря на то, что каждый человек носит в себе образ и подобие Божие. Люди всегда любили зрелища - и вот самое позорное из них совершилось на Голгофе. Приближалась иудейская Пасха. Из всех окрестностей люди стекались в Иерусалим, чтобы там праздновать Пасху. Пришедшие слышали, что на Голгофе умирает Один из распятых по имени Иисус Христос. Многие устремились к Голгофе, чтобы посмотреть на страшный позор, как о нем выражается святой пророк Исаия. Все окрест стоящие смеялись, ругались и хулили Того, Кто невинно, незаслуженно был поруган, избит и пригвожден ко кресту. В толпе не нашлось сочувствующих Ему. Каждый спешил поделиться впечатлением, интересно ведь было увидеть смерть того необыкновенного Человека, Который всего за несколько дней до Своих страданий одним словом воскресил из мертвых уже четыре дня находившегося в гробу праведного Лазаря, Кто пятью хлебами насытил пять тысяч человек, Который одним Своим прикосновением исцелял проказу, возвращал зрение. Пришли потешиться над последней минутой Того, Кто всесильным мановением вызвал к бытию вселенную и человека. Никакого сочувствия Спасителю от людей в этот страшный момент. Сердца человеческие окаменели. Тогда природа проявила свое сочувствие, она заговорила: камни стали распадаться, горы стали раздвигаться, солнце перестало светить, луна скрыла свое лицо и звезды померкли, потому что Свет неза -  ходимый был поруган от людей и осужден на смерть. И те места, куда не проникала ни жизнь, ни свет, те места, которых согласно иудейским обычаям нельзя было ни открывать, ни прикасаться к ним, разверзлись, и туда проник луч жизни, и многие усопшие телеса поднимались и шли в город, как бы с недоумением спрашивая встречных: люди, что вы сделали, Кого казнили?

Все это совершил Господь ради человека, ради нашего спасения, потому что такова была о нас воля Божия.

Сегодня, братья и сестры, когда мы вспоминаем погребение Христа Спасителя, когда мы прикасаемся к Его гробу, о чем мы должны думать, о чем молить Его? Тысячелетиями люди думали и размышляли, в чем смысл жизни, в чем смысл скорбей и что такое смерть. Христос, в Котором соединилось все Божественное и все человеческое, ныне Своим примером, Своим подвигом показал нам высший смысл всех вещей, смысл, которого мы не знали. “Я есмь путь и истина и жизнь” (Ин.14,6). “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек” (Ин.11,25 - 26). .Этими словами громогласно сегодня учат нас сомкнутые уста Спасителя. В них ответ для тех, кто пытался найти Его, и для всех, кто будет искать Его, стараясь хотя бы временами думать о себе, о своей жизни и о том, что же будет с ним дальше, потом. В Нем, лежащем сегодня среди нас, смысл жизни и страданий, и смерти, и воскресения.

Смысл нашей жизни - в чистоте, в праведности, в святости, в Богоуподоблении: “Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал” (Ин.13,15). Жизнь - дар Божий, и мы должны сохранять этот дар, чтобы всегда быть Божиими.
В чем смысл страданий? Господь проявлял особую любовь к больным и к тем, кто страдает. Его отношение к ним передалось Его Церкви.

Своими страданиями и Своею смертью Иисус Христос взял на Себя все человеческие страдания и придал им новое значение. Он призывает больных и всех, кто страдает, сотрудничать с Ним ради спасения мира.

И хотя по - прежнему нам трудно понять страдание, Иисус Христос ясно сказал, что его значение связано с Его собственным страданием и Его собственной смертью, с Его собственной жертвой.

Другими словами, нашими страданиями мы помогаем Христу в Его деле спасения. Эту великую истину трудно выразить ясным образом, но апостол Павел говорит о ней так: “...Восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь” (Кол. 1,24).

Страдания требуют сильной веры и терпения. Это значит, что страдающий призван любить Бога с особой силою. Матерь Божия всегда рядом со страдающим, так же как Она была рядом с Иисусом у Креста.

В свете смерти Христовой наша смерть теряет теперь тот ужас, который над нею тяготел. Нет больше страха смерти, потому что для верующего человека нет и смерти как таковой, но есть переход из одной жизни, временной, в другую жизнь - вечную. “Верующий в Меня не умрет вовек” (Ин. 11,26). Мы боимся смерти потому, что не готовы к ней и готовиться не желаем; не думаем о ней, а думать следует. Один из подвижников говорил: если бы я имел такую возможность, я бы написал везде и всюду только одни слова: “помни о смерти”. “Помни последняя твоя, и вовек не согрешишь”, - учит нас слово Божие (Сир.7,39). Если бы мы помнили о смерти, у нас было бы меньше греховных падений, мы творили бы меньше зла, реже заслоняла бы нас тьма, которая бросает в отчаяние, в глубокую скорбь, в страшные душевные терзания и переживания. Смерть Христова взывает сегодня к нам: “Последователи Мои, помните о Моей смерти, о вашей смерти, помните о Моем воскресении и о вашем воскресении, будьте христианами не только по имени, но по делам. Созидайте себе на земле блаженную участь в вечности, созидайте себе на земле Царство Небесное”. “Я иду приготовить вам место. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я” (Ин. 14,2 - 3).

Господи, да будет по глаголу Твоему. Аминь.

Проповеди Блаженнейшего Митрпоолита Владимира (Сабодана)

Музей Блаженнішого Митрополита Володимира

Цитати

«Храм Божий – це місце звершення святих Таїнств, це училище віри і благочестя, які від Престолу Божого, в ім’я Його, подаються через Богом обраних і Богом поставлених служителів Святої Церкви Христової. Просвітити душу, наповнити її духовними дарами – ось призначення Святої Православної Церкви»