Проповедь у святой Плащаницы (2)

Обозревая широкое поле человеческой жизни, не приходилось ли вам, братья и сестры, в недоумении останавливаться перед такими событиями, при рассмотрении которых сжимается сердце, недоумевает мысль, умолкает слово? Вот перед нами цветущий, возвышенно настроенный и богато одаренный юноша. Он любит жизнь, жаждет деятельности, готов отдать все свои силы и способности на благо народа. Окружающие возлагают на него свои светлые надежды. Отрадно смотреть на такого юношу... Но... как кратковременна наша радость! Нежданно - негаданно поражает молодую жизнь злой недуг, - И где мирское пристрастие? Где привременное мечтание? Юноша умирает в самом расцвете своих светлых надежд и порывов... И сжимается сердце при виде свежей могилы, скрывшей молодую многообещавшую жизнь, и душу смущает тревожный вопрос: зачем же это?

Перед нами зрелый

муж, любящий отец и заботливый хозяин, глава тесно сплоченной семьи, добросовестный труженик, бодрый и энергичный, заряжающий энергией всех, кто его окружает. Всматриваясь в эту личность, вы отдыхаете душой и с радостью говорите: вот один из тех людей, которыми сильно наше общество, которыми украшается человеческая жизнь. Но вдруг - весть о внезапной кончине того, кому, по вашим расчетам, следовало бы жить и жить. И снова сжимается ваше сердце, и снова тревожат душу неотступные мучительные вопросы: что же это такое? Зачем? Есть ли смысл в нашей жизни, хрупкой, скоротечной, готовой каждую минуту погаснуть, как гаснет пламя зажженной свечи при сильном, порывистом ветре? Есть ли смысл в смерти, отнимающей у детей опору, у общества - полезного человека? “Что это за жизнь? - восклицаем мы вместе со святым Григорием Богословом. -  Воспрянув из гроба, иду к другому гробу!..”

От жизни частного человека вы переходите к жизни человечества, вы окидываете своим взором всю мировую жизнь - и снова наталкиваетесь на тревожное “зачем?”. Здесь разрушительное землетрясение отняло у одних - жилище, у других - самую жизнь... Там грохочут пушки и льется кровь людская. В одном месте планеты целые области страдают от голода, в другом - опустошительная болезнь уносит жизнь множества людей без различия возраста и состояния. Зачем же все это? Зачем?

И мы ищем настойчиво и упорно ответы на эти вопросы. Часто мы обращаемся к мудрости человеческой, чтобы она ответила на наши недоумения. Но чем дальше идет мудрость человеческая по пути развития, тем настойчивее она отказывается от вопроса “зачем?”, предпочитая вопросы: “отчего?”, “почему?”. Она с точностью укажет вам причину того или иного события, но напрасно мы будем искать у нее решения вопроса “зачем?”. Мудрость человеческая подчас старается этот вопрос отнести к разряду праздных и бесплодных. А между тем, наше сердце все ищет и ждет ответа на этот томительный вопрос.

Приклонимся, братья и сестры, сегодня к этому Гробу и поищем у него ответа на наши недоумения.

2000 лет тому назад умер позорной мучительной смертью Христос Спаситель, краснейший добротою паче всех человек (Пс.44,3) И опять вопрос: зачем? Зачем эти тяжелые страдания? Зачем эта позорная смерть? Бог Господь и явился нам (Пс. 117,27). Неужели этого было недостаточно? Зачем же еще подвергать Святую Невинность обвинению, Правду -  клевете, Незлобие - злобе, Жизнь - смерти?

Двое из учеников Христа шли из Иерусалима в Эм -  маус. Путники беседовали о своем Учителе, “как предали Его первосвященники и начальники иудейские для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, - рассказывают ученики Христовы присоединившемуся к ним Спутнику, - что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля” (Лк.24,20 - 21). И они недоумевали перед тайной искупительных страданий, и они не могли понять позорной смерти своего Учителя. Тогда таинственный Спутник - Христос, воскресший из мертвых, сказал им: “Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начавши от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании” (Лк.24,26 - 27). И Священное Писание свидетельствует, что тогда отверзлись у них очи и стало им ясно, зачем Сын Божий пришел на землю, страдал, умер и воскрес из мертвых...

Если в ком - то из нас, стоящих у Гроба Божественного Страдальца, в глубине опечаленной и смущенной души невольно зародилось недоумение перед ужасными земными событиями этого дня, то не в соображениях ума человеческого, хотя бы и глубоких, а в слове Божием, в учении Церкви найдем мы разъяснение для своего ума, успокоение для своего сердца. “Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои”, - говорит Господь (Ис.55,8).
Событие, потрясающее наше сердце, совершилось во исполнение воли Божией, предопределившей его прежде сложения мира.

Святой апостол Петр называет Христа непорочным, чистым Агнцем, предназначенным еще прежде создания мира и явившимся в последние времена для нас (1 Петр. 1,19 - 20).

Милосердный Бог, зная, в какую бездну страданий и бед погрузил себя человек, преступив волю Господ -  ню, предавшись своим страстям, позабыв о своей вечной родине - Царстве Божием, сжалился над ним и благоволил послать на землю Сына Своего - взыскать и спасти погибшее (Мф. 18,11). “Се иду... сотворить волю Твою, Боже”, - таков был ответ Сына на Отчее определение о Нем (Евр.10,7). И сошел Он на землю, чтобы дать душу свою для искупления многих (Мф.20,28), чтобы возвестить человеку истину (Ин.18,37), чтобы положить на земле начало новой -  святой и богоугодной жизни, чтобы возвратить нам утраченное отечество - Царство Божие, к которому неудержимо стремится человеческая душа даже среди своих падений, о котором тоскует она даже среди земных радостей и утех.

Будучи свидетельством божественной любви, Гроб Христов становится для нас неоскудевающим источником ободрения и утешения в борьбе со страстями и в перенесении житейских невзгод. Он говорит нам о том, что нашей жизнью управляют не слепые стихийные силы, равнодушные к добру и злу, а высшее разумно - нравственное Существо, премудрое и благое, любящее добро и ненавидящее зло, подающее человеку свою милость не только в его невинности, по и в его падении.

Гроб Христов уверяет нас в том, что все в нашей жизни совершается по Божественному Промыслу, что даже волос с нашей головы не может упасть без ноли Отца Небесного (Мф.10,30). Умирает ли юноша, покидает ли зрелый муж этот мир, чтобы перейти в иной, неведомый, - все это совершается по определению воли Божией, благой и премудрой. Пусть эта воля по временам остается для нас непонятной, загадочной! Это в порядке вещей; далеко отстоят мысли Божии от мыслей человеческих, и не человеческому уму пытаться постигнуть во всей полноте неисследуемую глубину ума Божественного (Ис.55,8 - 9; 40,13; Рим.11,34).

Не только скорбью, состраждущей невинному Страдальцу, но и глубокой радостью наполняется сегодня наше сердце. На кресте - наша уверенность, во гробе -  паша твердая надежда. Молясь вместе со всей Церковью у Гроба Спасителя о благостоянии святых Божиих Церквей и временах мирных, о себе самих и о ближних; о живых и умерших, предадим себя самих и друг друга и всю жизнь свою Христу Богу, милосердия ради Себя истощившему непреложно и до страстей бесстрастно прсклоньшемуся. В этой преданности воле Божией мы найдем бодрость и утешение среди испытаний душевных и страданий телесных, подражая тому древнему праведнику, о котором так часто напоминает нам Церковь в дни Страстной седмицы. Лишившись имущества, детей, праведный Иов, падши на землю, поклонился Господу и сказал: “Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!” (Иов. 1,20 - 21).

Приидите же к этому Гробу вси скорбящии и озлобленнии, милости Божией и помощи требующии. Сложите у ног Божественного Страдальца ваши сомнения и тревоги, скорби и огорчения, научитесь у Него кротости и смирению сердечному.

Каждый год, когда Господь сподобляет нас поклоняться Его страстям, живоносному Гробу и преславному Воскресению, мы приобщаемся Его спасающей жертвенной любви. И если мы настоящие христиане, то пусть этот год еще больше приблизит нас ко Христу. Пойдем дорогой, ведущей к Нему. Она тернистая, и шествие по ней крестоносное, но ее прошел Крестоносец Христос, и с тех пор мы не одиноки. Сам искушен быв, Он всегда готов и нам, искушаемым, помочь (Евр.2,18). Правда, крестный путь ведет на Голгофу, на которой Христос был распят, на которой Он воззвал к Отцу Небесному: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Мф.27,46). Однако это не должно вызывать у нас боязни следовать за Христом: на этой горе побеждена смерть, на этой горе благоразумный разбойник услышал сладчайшие слова: “Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” (Лк.23,43). “Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем!” (2 Тим.2,11 - 12). Аминь.

Проповеди Блаженнейшего Митрпоолита Владимира (Сабодана)

Музей Блаженнішого Митрополита Володимира

Цитати

«Пастир за висотою морального життя покликаний бути подібним до Христа. Як в образі Іісуса Христа людство побачило втілення моральних ідеалів, так і в пастирях Церкви люди завжди прагнуть побачити здійснення високих етичних чеснот. Духовне життя, що наближає пастиря до Бога, дає йому духовне пізнання Бога»