Сия есть жизнь вечная. Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев Первого Вселенского Собора
“Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа” (Ин.17,3).
Истинное учение о Боге и Иисусе Христе, без сомнения, то, которое заключается в Божественном Откровении; знает Бога и Иисуса Христа тот, кто принимает и исповедует это учение.
Сегодня святая Церковь вспоминает и прославляет святых и богоносных отцов первого Вселенского собора, созванного святым равноапостольным / Константином в Никее, в 325 году, для утверждения истинного учения о божестве Иисуса Христа против ложного учения Ария, не признававшего Сына Божия вечным и единосущным Отцу.
История Вселенских соборов, которых было семь, весьма поучительна для нас. Эти соборы названы Вселенскими потому, что на них, по возможности, собирались патриархи, епископы и пресвитеры из всех стран тогдашнего мира, где только были православные Церкви. Главным поводом к их собранию было появление еретиков, смущавших православных христиан своим превратным учением относительно истин веры.
Первый Вселенский собор, как мы сказали, был собран против ложного учения об Иисусе Христе, которое проповедовал бывший пресвитер в Александрии Арий. На этот Собор прибыло 318 отцов, ложное учение Ария было опровергнуто, утвержден догмат о вечности Сына Божия и единосущии Его с Богом Отцом.
Когда же потом появился еретик Македоний, который нечестиво учил, что Дух Святой не есть Бог, а только сотворенная сила, то благочестивый император Феодосий 1 созвал Второй Вселенский Собор в Константинополе в 381 году. Собралось 150 отцов, которые утвердили признавать Духа Святого Господом, равным с Отцом и Сыном. На этих двух соборах составлен Символ веры, состоящий из 12-ти членов. Этот Символ веры мы поем за каждой литургией, это наша молитва, свидетельство и исповедание веры.
После этих двух соборов было еще пять Вселенских соборов, утвердивших догматы православной веры и опровергнувших еретические лжеучения.
Кроме догматов веры, на Вселенских соборах было утверждено много правил, касающихся порядка и церковного благочиния. Утверждено к обязательному исполнению 85 правил, по преданию сохранившихся от апостолов, а также постановления девяти поместных соборов. Круг этих соборных постановлений обнимает все церковное законодательство, которым и поныне руководствуется святая Православная Церковь.
Из истории соборов видно, что отцы Церкви были всегда одушевлены спасительной верой в то, что единственный Глава Церкви есть Сам Господь Иисус Христос. На соборах было много святителей и учителей, знаменитых мудростью и преисполненных духовными дарованиями. Среди отцов соборов было много мучеников и исповедников, еще носивших на теле своем язвы страданий за веру, много было прославленных подвижников и чудотворцев, но никто из них не добивался первенства, все соблюдали себя в смирении и послушании, прислушиваясь к голосу вселенского согласия, в котором они слышали голос Самого Господа.
Как святые апостолы на соборе в Иерусалиме свои определения запечатлели словами: “Изволися Духу Святому и нам” (Деян. 15,28), так и на последующих соборах отцы Церкви предначинали изложение своих соборных определений тем же выражением, свидетельствовавшим их веру в богодухновенность соборных определений. Этими соборными вероопределениями, как богодарованным орудием, мы должны отражать всякие попытки суемудренных людей извратить истину православия и отвратить нас от церковного единомыслия. “Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны” (1 Кор. 16,13), утверждайтесь примером богоносных отцов Церкви, “все испытывайте, хорошего держитесь” (1 Сол.5,21) и тогда познаете единого истинного Бога. А знать истинного Бога и посланного им Иисуса Христа-значит иметь жизнь вечную (Ин.17,3).
Аминь.