Поклонение Богу (Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке)

Христос воскресе!

В беседе с самарянкой Господь Иисус Христос научает нас, как мы должны поклоняться или молиться Богу. “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин.4,24).

Когда мы дома или в храме, стоя перед святыми иконами, изображаем на себе крестное знамение, преклоняем голову и колена, совершаем земные поклоны, зажигаем свечи и лампады, жертвуем на храм, украшаем его, тогда совершаем чествование, служение и поклонение Богу внешнее, наружное. Такое поклонение не есть еще поклонение духом и истиною, не есть еще сама молитва, а только наружная принадлежность ее, оно имеет цену только тогда, когда бывает выражением нашего душевного молитвенного настроения.

Истинная, духовная и спасительная молитва есть возношение ума и сердца к Богу, а в высшей степени- такое состояние души, когда она возносится к Богу, входит в ближайшее с Ним общение, беседует с Ним, имеет как бы один дух с Господом и от того ощущает неизреченную радость о Господе.

Если же сами мы не внимаем тому, что уста наши произносят на молитве, то как смеем надеяться, чтобы Бог внял нашей молитве. “Как же ты хочешь, чтобы Бог тебя слышал,- говорит блаженный Августин,- когда ты сам не слышишь, что перед Ним говоришь”. Сам Господь осуждает холодных рассеянных богомольцев: “Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня...” (Мф. 15,8-9).

Часто развлекают нашу душу в молитве суета, житейские заботы, греховные помыслы. Это происходит от того, что мы приступаем к молитве без благоговения, без предварительного приготовления к ней. Молитва наша будет рассеянной, если мы начинаем ее сразу после своих занятий, после пустых разговоров, плотских удовольствий, которыми наполнено все наше воображение. Перед молитвой важно напомнить себе, к Кому ты собираешься обращаться, перед Кем хочешь излить свои прошения, благодарения, славословия. Входя в храм для молитвы, необходимо вспомнить, что храм- место особого благодатного присутствия Божия, где “силы небесные с нами невидимо служат, где Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным”.

Господь повелевает нам поклоняться Богу, или молиться Ему, не одним только духом, но и истиною; не так, как бы мы вздумали сами служить Ему, а так, как учит Своим примером Господь, как установили апостолы Христовы и святые отцы и как велит нам служить Богу святая Церковь Христова.

Бог есть дух, говорит Господь жене самарянке, и поклоняться, молиться Ему нужно духом и истиной. Что значит поклоняться Богу духом? Для поклонения Богу мы по большей части собираемся в храмах. Но духом ли здесь поклоняемся Богу? Если мы молимся без усердия и внимания, рассеянно, если преклоняем голову, колена, устами произносим слова молитвы, а в душе не питаем чувства благоговения и мыслим совершенно иное, если телом стоим в храме, а духом блуждаем по торжищам мира, то это, очевидно, не есть поклонение Богу духом, потому что дух наш не участвует в таком поклонении. Напротив, когда дух наш невидимо беседует с Богом-Духом и входит в общение со всеми небожителями, когда он от земли возносится горе, от предметов видимых-к невидимым, когда мы горняя мудрствуем, имеем как бы один дух с Господом, когда дух наш пламенеет любовью к Богу, парит в мир духовный, тогда мы поклоняемся Богу духом.

Но поклонение Богу духом будет еще не полно, если оно не сопровождается поклонением телесным. “Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших” (1 Кор.6,20),-говорит слово Божие. Такое поклонение Богу есть уже поклонение истинное. Кто так кланяется Богу, тот кланяется истинно, правильно, кланяется так, как учит нас сегодня Господь.

Аминь.

Проповеди Блаженнейшего Митрпоолита Владимира (Сабодана)

Музей Блаженнішого Митрополита Володимира

Цитати

«Храм Божий – це місце звершення святих Таїнств, це училище віри і благочестя, які від Престолу Божого, в ім’я Його, подаються через Богом обраних і Богом поставлених служителів Святої Церкви Христової. Просвітити душу, наповнити її духовними дарами – ось призначення Святої Православної Церкви»