Поклонение Богу (Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке)
Христос воскресе!
В беседе с самарянкой Господь Иисус Христос научает нас, как мы должны поклоняться или молиться Богу. “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин.4,24).
Когда мы дома или в храме, стоя перед святыми иконами, изображаем на себе крестное знамение, преклоняем голову и колена, совершаем земные поклоны, зажигаем свечи и лампады, жертвуем на храм, украшаем его, тогда совершаем чествование, служение и поклонение Богу внешнее, наружное. Такое поклонение не есть еще поклонение духом и истиною, не есть еще сама молитва, а только наружная принадлежность ее, оно имеет цену только тогда, когда бывает выражением нашего душевного молитвенного настроения.
Истинная, духовная и спасительная молитва есть возношение ума и сердца к Богу, а в высшей степени- такое состояние души, когда она возносится к Богу, входит в ближайшее с Ним общение, беседует с Ним, имеет как бы один дух с Господом и от того ощущает неизреченную радость о Господе.
Если же сами мы не внимаем тому, что уста наши произносят на молитве, то как смеем надеяться, чтобы Бог внял нашей молитве. “Как же ты хочешь, чтобы Бог тебя слышал,- говорит блаженный Августин,- когда ты сам не слышишь, что перед Ним говоришь”. Сам Господь осуждает холодных рассеянных богомольцев: “Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня...” (Мф. 15,8-9).
Часто развлекают нашу душу в молитве суета, житейские заботы, греховные помыслы. Это происходит от того, что мы приступаем к молитве без благоговения, без предварительного приготовления к ней. Молитва наша будет рассеянной, если мы начинаем ее сразу после своих занятий, после пустых разговоров, плотских удовольствий, которыми наполнено все наше воображение. Перед молитвой важно напомнить себе, к Кому ты собираешься обращаться, перед Кем хочешь излить свои прошения, благодарения, славословия. Входя в храм для молитвы, необходимо вспомнить, что храм- место особого благодатного присутствия Божия, где “силы небесные с нами невидимо служат, где Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным”.
Господь повелевает нам поклоняться Богу, или молиться Ему, не одним только духом, но и истиною; не так, как бы мы вздумали сами служить Ему, а так, как учит Своим примером Господь, как установили апостолы Христовы и святые отцы и как велит нам служить Богу святая Церковь Христова.
Бог есть дух, говорит Господь жене самарянке, и поклоняться, молиться Ему нужно духом и истиной. Что значит поклоняться Богу духом? Для поклонения Богу мы по большей части собираемся в храмах. Но духом ли здесь поклоняемся Богу? Если мы молимся без усердия и внимания, рассеянно, если преклоняем голову, колена, устами произносим слова молитвы, а в душе не питаем чувства благоговения и мыслим совершенно иное, если телом стоим в храме, а духом блуждаем по торжищам мира, то это, очевидно, не есть поклонение Богу духом, потому что дух наш не участвует в таком поклонении. Напротив, когда дух наш невидимо беседует с Богом-Духом и входит в общение со всеми небожителями, когда он от земли возносится горе, от предметов видимых-к невидимым, когда мы горняя мудрствуем, имеем как бы один дух с Господом, когда дух наш пламенеет любовью к Богу, парит в мир духовный, тогда мы поклоняемся Богу духом.
Но поклонение Богу духом будет еще не полно, если оно не сопровождается поклонением телесным. “Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших” (1 Кор.6,20),-говорит слово Божие. Такое поклонение Богу есть уже поклонение истинное. Кто так кланяется Богу, тот кланяется истинно, правильно, кланяется так, как учит нас сегодня Господь.
Аминь.