Богоявление. Крещение Господне (4)

Блаженнейший Митрополит Владимир на реке ИорданСегодня, братья и сестры, мы со всей церковной полнотою слышим чрезвычайный голос на водах Иорданских. Слышим слово, не человеком сочиненное, но от небес глаголющее. Слышим слово не из уст Ангела или Архангела, а из уст Самого Бога Отца.

За время пребывания на земле Христа Спасителя мир дважды слышал слова Отца Небесного. Первый раз - при Иордане, второй раз - на Фаворе. И первый, и второй раз - одно и то же слово. Уверенное и повторенное, оно имеет еще большее значение и вес для рода человеческого.

Ныне, в праздник Крещения Сына Божия в водах Иорданских, мы слышим слово Отца Небесного. Для кого же оно было? Для Сына Божия? Но Сын Божий, будучи сущностью Отца Небесного и Его Любви предвечной, безусловно, и без того знает волю Отца Своего и то, как Отец любит Его. Может быть, это слово было для Иоанна Предтечи? Но и он, как свидетельствует только что слышанное слово Божие, возбранял Христу Спасителю и сам требовал от Него крещения: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?” (Мф.3,14). Значит, знал Иоанн Предтеча, Кого он крестит. Может быть, это сло -  но Отца было для учеников Христовых? Но в это время не было еще учеников возле Христа. Не было это слово сказано и для иудейского народа, потому что мы не видим его особенного собрания в момент крещения. Это слово с небес, слово Отца Небесного, прозвучало как проповедь для всего мира, для всего человечества. Отец Небесный вещает, свидетельствуя о нашем Спасителе: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф.3,17). Этими словами Творец вселенной, Отец всего человечества, сообщает миру о Своем великом благоволении, о Своей неизъяснимой любви к нам.

Что же, действительно, происходит в тот момент, когда Отец Небесный словом Своим свидетельствует о Том, в Ком Его благоволение? Совершилось в тот момент великое и преславное явление: Бог Господь и явился нам. Явился в нашей плоти, взяв на Себя грехи всего человечества; явился в принесении миру всей полноты Божественного Откровения, Божией правды и премудрости; явился миру, даруя ему жизнь и обильные благословения. И мы, люди, имеющие Христа, Его Божественную силу и мудрость, можем в праздничной радости воскликнуть ныне с трепетом: “О, злосчастные праотцы рода человеческого, восстаньте из праха и поклонитесь Тому, Который пришел ныне на землю, чтобы сокрушить главу змия, прельстившего вас; о, великий синайский законодатель, поспеши ныне на Иордан, чтобы увидеть не следы Божественной славы, а само Лицо Божие, Которое ты так жаждал видеть и не увидел, ибо отныне видевший Сына видел и Отца Небесного (Ин.12,45; 14,9); о, мудрость человеческая, умолкни ныне в своем недоумении: может ли Божество вселиться на земле с человечеством? Да, может, и Оно вселилось. В том ныне уверяет нас Отец Небесный и Сын Его -  наш Спаситель. Уверяет в Своем явлении, в Своем пришествии, в котором Он приобщился нашей плоти и крови. Не только Он вселился на земле; в Нем мы вселились, соединяясь навеки с Божеством так, что плоть, которую Он принял от нас, нельзя больше отделить от Его Божественной сущности, а значит, нельзя разделить Его и нас, нас и Его. В Его Отце Небесном по естеству, а нашем Отце по благодати мы сочетались на веки вечные, сочетались для смерти греху, сочетались для послушания Богу и жизни во Христе Иисусе.

О чем же еще говорит нам, братья и сестры, этот чудный Отчий глас с небес? Он говорит о том, что мы, люди, подвергшиеся искушению, сидящие во тьме и сени смертной, не можем усилиями только разума себя же просветить и спасти. Отец Небесный говорит: пришел в мир Источник всякого света, просвещающий и освящающий всякого человека; пришел в мир Тот, в Ком сокрыта бездна премудрости и разума. И Сей есть Сын Мой возлюбленный! Вы по наущению диавола склонны были к падению и к немощи. Пришел в мир Тот, Кто даст вам ныне силу, укажет путь, истину и жизнь. Сей есть Сын Мой возлюбленный! Вы со времени грехопадения подвержены смерти, жало смерти огорчает вас, преследует на каждом шагу, и вы не можете своей волей, своими только человеческими усилиями победить смерть.

Пришел Тот, Кто имеет в Себе и жизнь, и вечное воскресение; Кто Сам, вечно жительствуя, может давать каждому и жизнь, и воскресение. Сей есть Сын Мой возлюбленный! Вы подвергаетесь искушению диавола, ищущего вашего падения, сильного вашими слабостями. Пришел ныне и явился на Иорданских водах Тот, Кто, подобно Давиду, может сокрушить навеки и этого злого Голиафа. Сей есть Сын Мой возлюбленный! Теперь все зависит только от вас -  насколько вы доверитесь Тому, в Ком Мое благоволение, насколько вы послушаетесь Того, Кто есть Сын Мой возлюбленный, насколько вы будете верны Ему и как будете исполнять Его заповеди. В Нем все: смысл жизни, помощь и благодать, сила и мир, радость и вечное блаженство. От вас требуется одно -  Его слушайте, ибо Сей есть Сын Мой возлюбленный! ('кажет вам: любите врагов - любите; скажет вам: возьмите свой крест - берите; скажет вам: распинайте свою плоть со страстьми и похотьми - распинайте. Его слушайте, ибо Сей есть Сын Мой возлюбленный, пришедший в мир даровать вам свободу, радость и вечную жизнь.

Из слов Отца Небесного мы видим, что единственное, могущее послужить нашему спасению, вечному блаженству, - это послушание Сыну Божию, в Котором благоволение Небесного Отца. “Его слушайте”, - призывает Отец Небесный (Мф.17,5; Мк.9,7; Лк.9,35). Послушание Ему, послушание беспрекословное, послушание без лукавства сердца и ума, послушание преданное и всецелое, - вот путь, которым должен шествовать христианин, желающий пребывать вечно со Христом и во Христе. А в чем же это послушание? Слушаться Сына Божия, благоволившего явить нам любовь Отца Небесного и радость Святого Духа, - это исполнять Его Божественные евангельские заветы. Да поможет нам в этом Бог, в Троице славимый и поклоняемый.

Аминь.

Проповеди Блаженнейшего Митрпоолита Владимира (Сабодана)

Музей Блаженнішого Митрополита Володимира

Цитати

«Пастир за висотою морального життя покликаний бути подібним до Христа. Як в образі Іісуса Христа людство побачило втілення моральних ідеалів, так і в пастирях Церкви люди завжди прагнуть побачити здійснення високих етичних чеснот. Духовне життя, що наближає пастиря до Бога, дає йому духовне пізнання Бога»