Рождество Христово (16)
Господь сподобил нас вновь слышать евангельское благовестие о преславном событии, спасающем род человеческий. В мир пришел Сын Божий, примиривший в Себе человечество с Богом, небо с землей. Казалось, люди должны были бы почувствовать это, должны были бы возрадоваться и возвеселиться, возлюбить Господа и друг друга. Но... Богомладенец еще в яслях, а злоба человеческая уже теснит Его со всех сторон. Царь Ирод, убоявшись, что Родившийся станет владыкой мира, ищет Его смерти, убивая невинных младенцев. Но независимо от того, как люди встретили Христа, принесшего миру евангельскую правду, Господь не перестает быть Богом, Христом и Спасителем. Любовь неба к роду человеческому становится волей Божией. Ради этой любви Христос сразу вступает на крестный путь. Святое Семейство бежит в Египет, из Египта, после смерти Ирода, возвращается вновь в Святую Землю и поселяется в Назарете до выхода Христа на общественное служение, на путь искупительного подвига.
Святая Церковь, продолжая праздновать пришествие в мир Христа, установила в нынешний день молитвенно ублажать память приближенных к Господу Иисусу людей: святого пророка Давида, святого Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня. Церковь ублажает тех, которые служили и тайне Воплощения и спасению рода человеческого.
Из рода Давидова произошла Божия Матерь. Прекрасные псалмы Давидовы, которые мы так любим и которыми молимся, содержат в себе пророчества о пришествии в мир Сына Божия. Пророк Давид своей верой еще до пришествия в мир Христа видел Его духовными очами и устремлялся к Нему: “Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!” (Пс.41,2). Псалмы Пророка - это благодарение, прошение, славословие, выражение глубокой любви к Богу. Словеса Господни для Псалмопевца “лучше меда” (Пс. 18,11). У Псалмопевца мы находим пророчества и о Божией Матери (Пс.44), Которую он называет Царицей: “Стала Царица одесную Тебя” (Пс.44,10), “одежда Ее шита золотом” (Пс.44,14), “богатейшие из народа будут умолять лице Твое” (Пс.44,13). Святая Церковь ублажает его как праотца и пророка.
Иосиф Обручник, как говорит Евангелие, был муж праведный (Мф.1,19). Он принял Деву Марию, как любящий отец, охраняя Ее девственность и чистоту. Так было в то время, что престарелому человеку обручали деву, которая посвящала себя Господу, желая пронести через всю свою жизнь чистоту, непорочность и девственность. Праведному Иосифу явился Ангел, Иосиф был свидетелем великого события Воплощения Сына Божия. Он охранял Божию Матерь и Божественного Младенца. Он вместе с ними бежит в Египет, чтобы избавиться от коварства Ирода, вместе поселяется в Назарете Галилейском. Глубокая вера, любовь и преданность делу Божию дали силу и возможность Праведному Иосифу до конца дней своих служить Божией Матери и Ее Божественному Сыну. За это и почитает его ныне святая Церковь.
Ныне мы чтим память и апостола Иакова. Церковь именует его братом Господним. Такое наименование, как предполагают многие, он получил потому, что был сыном Иосифа от первой его жены. Святой апостол был первым Иерусалимским епископом. Претерпел мученическую кончину. У Господа он стяжал себе святость, а у людей - благоговейное почитание.
Этих людей, имевших непосредственное отношение к святому Семейству, ныне чтит Церковь. Значит ли это, что только эти три человека самые близкие Богу? - Нет. Господу близким может быть всякий человек, живущий в любое время, в любых условиях. Однажды во время проповеди слушающие сказали Господу: “Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя”. - Он сказал им в ответ: “Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его” (Лк.8,20 - 21).
Вот, братья и сестры, что приближает нас к Богу и роднит с Ним. Каждый из нас может стать Ему и матерью, и братом, и сестрой через слово Божие, через исполнение воли Божией.
Молитвами святых угодников, память которых Церковь ныне совершает, пусть поможет нам родившийся Христос быть близкими Ему и Его Пречистой Матери. Будем глубже вникать в слово Божие, в домостроительство нашего спасения, чтобы, имея твердую веру и преданность Богу, наследовать вечное блаженство.
Аминь.