Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим. Митрополит ВладимирСегодня мы празднуем евангельское событие - земное явление Небесного Царя, Вход Господень в Иерусалим.

В течение Своей земной жизни Христос неоднократно бывал во Иерусалиме. Но накануне Своих страданий Он входит в Иерусалим, как подобает войти настоящему Царю. Он имеет на это полное право. “Все же сие было, - говорит Евангелие, - да сбудется реченное через пророка’’ (Мф.21,4). О Нем как о Царе предсказывали ветхозаветные пророки. Они же призывали к радости дщерь Сиона - Иерусалим, ибо ее посещает Царь Славы, несущий мир и избавление. “Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним” (Ис.62,11). “Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима* се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий” (Зах.9,9).

Псалмопевец Давид, предсказывал, что из уст младенцев и грудных детей Христос совершит Себе хвалу (Пс.8,3).

Христос, Спаситель неоднократно говорил апостолам и народу о Своем царском служении, но люди склонны были скорее видеть в Нем Царя земного, Который даст им земные блага. До того и особенно на суде у Пилата Он свидетельствует, что царство Его не от мира сего, и потому ему не будет конца. Эту истину Церковь исповедует в своем Символе веры. Царство Христа вне времени и места. Оно обнимает собой мир видимый и невидимый. Накануне Своих страданий, на Фаворе, во время Преображения, Господь открыл на мгновение Своим ученикам всю славу и свет божества, чтобы, по словам Церкви (кондак Преображению), когда они увидят Его распинаемого, могли бы понять тайну Его вольных страданий и проповедать миру, что он - Отчее сияние.

Царство Христово не от мира сего, но оно неотделимо от Церкви, от земли и от человечества, оно для людей. В нынешний день Христос совершает царский вход во Иерусалим для людей и ради людей. Он въезжает в город подобно древним победителям и владыкам. Народ постилает свои одежды, бросает под ноги ветви и восклицает: “Осанна!”, - что значит спасение, - “благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!” (Мф.21,8 - 9). “Весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского” (Мф.21,10 - 11).

Но пройдет очень немного времени, и те же люди покажут, как в мире все изменчиво и непостоянно, они будут кричать: “Распни Его!”. После торжественного Входа в Иерусалим наступают для Христа дни уничижения и страдания. Дни Его истинного царственного величия.

Священное Писание называет Христа вторым Адамом. В первом Адаме люди согрешили и подверглись бедственным последствиям греха. Во втором Адаме люди получили новую жизнь и спасение. Первого Адама в раю встречало радостно все сотворенное, в своем гармоническом состоянии и подчинении ему. Второго Адама ныне в Иерусалиме встречает ликующая толпа - взрослые и младенцы. На первого Адама надвигался мрак греха, к которому он, к сожалению, склонился. Когда еще не умолкла приветствующая и ликующая толпа, уже собирались злые на Господа и на Христа своего. Недовольные торжественной встречей, палимые ревностью и завистью книжники, фарисеи и первосвященники иудейские готовят уже сети коварства. Первый Адам, уступив соблазну, согрешил и навлек трагедию на все человечество. Второй Адам - Христос как бы на время дает возможность восторжествовать неправде и греху людскому, отдавая себя в руки человек беззаконных. Кажется, что восторжествовало зло в акте Его предательства, Его уничижений и позорной смерти через распятие. Но там желание возвыситься, быть, как боги, гордость привели к падению, ко злу, к греху. Здесь же вольное уничижение, неизреченное смирение привели к возвышению, к победе добра над злом, к победе над грехом. Таков закон духовного мира: только через уничижение - к возвышению, только через поражение - к победе.

Дрогнула вся окружающая природа, солнце померкло, камни распались, завеса церковная раздралась, а люди не уразумели вольного ради них распятия. От того не умалилось Божественное величие Христа. Его торжество над грехом и смертью дано всему миру на все времена.

Христос сегодня входит в Иерусалим, чтобы принять крестный подвиг, затем войти через Воскресение в славу нового Иерусалима. Путь Христов - это путь через Голгофу к небесному Иерусалиму. Последуем за Ним. Необходимо идти Ему навстречу, чтобы иметь радость общения и жизнь вечную. Встречать Его, как встречали ныне в Иерусалиме, постилая вместо ветвей добродетели, вместо одежд - любовь. Такая встреча будет Ему благоприятна и нам спасительна. Он пришел в мир, Он идет в Иерусалим, Он идет к каждому из нас ради нас, ради торжества правды и вечной жизни. Устремимся к Нему, восклицая: “Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!” (Мф.21,9). “Ей, гряди, Господи Иисусе!” (Откр.22,20).

Аминь.

 

Проповеди Блаженнейшего Митрпоолита Владимира (Сабодана)

Музей Блаженнішого Митрополита Володимира

Цитати

«Пастир за висотою морального життя покликаний бути подібним до Христа. Як в образі Іісуса Христа людство побачило втілення моральних ідеалів, так і в пастирях Церкви люди завжди прагнуть побачити здійснення високих етичних чеснот. Духовне життя, що наближає пастиря до Бога, дає йому духовне пізнання Бога»