Сретение Господне (5)
В праздник Сретения Господня мы созерцаем трогательную картину: старец Симеон держит на руках своих сорокадневного Младенца, Владыку неба и земли. Какой радостью и каким миром исполнены его слова: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко...” (Лк.2,29). Всю свою долгую жизнь Богоприимец Симеон носил в сердце веру в грядущего Спасителя. И вот ныне он сподобился увидеть Его своими очами и держать Его на своих старческих руках.
Вникая в это евангельское событие, каждый христианин может подумать: о, какое бы счастье было, если бы Господь благоволил мне увидеть Его, услышать Его слова, прикоснуться хотя бы к краю одежды или оросить Его пречистые ноги слезами своей любви и раскаяния. Но на самом деле мы не лишены этой возможности. Мы имеем ту же самую радость, которой достиг на склоне лет праведный Симеон Богоприимец. Среди нас и с нами всегда наш Христос Спаситель. Он перед вознесением сказал ученикам и всем Своим последователям: “Я с вами во все дни до скончания века” (Мф.28,20). Слово Спасителя неложное, и обещание Свое Он исполняет.
В течение всей своей земной жизни, сколькими бы годами она, по воле Божией, ни исчислялась, мы встречаемся со своим Господом и Спасителем, испытывая от этого чувство радости, мира и блаженства. Встречается душа христианина с Богом в час молитвы, если эта молитва искренняя, если в ней христианин открывает свою душу для того, чтобы Господь вошел в нее и был с ним навеки. Искренняя молитва дает возможность ощутить присутствие Бога. “Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине” (Пс.144,18). “Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня” (Пс.49,15). Через молитву Господь обещает христианину послать просимое: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам” (Мф.7,7). “Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Мф.7,11). Настоящая молитва драгоценна для христианина еще и тем, что помогает познавать Бога и Его Божественные свойства, особенно то, что Бог есть любовь (1 Ин.4,8,16), любовь, которая в силу своего свойства сама ищет встречи с нами, спешит к нам на помощь - именно потому, что она любовь. И оттого - то человек, который хотя бы изредка молится искренно и с доверием к Богу, ощущает неизъяснимую радость. Эта Радость - свидетельство тому, что в молитве происходит встреча человека со Христом.
Мы встречаемся с Богом при совершении любого доброго дела. На Страшном суде стоящим одесную скажет Господь: “Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. И спросят Его стоящие по правую сторону: Господи, когда же мы видели Тебя алчущим и накормили или жаждущим и напоили? А Господь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф.25,35 - 40). Вот почему при совершении всякого доброго дела душа человеческая исполняется радости и особого благодатного умиротворения. Это и есть свидетельство тому, что произошла встреча Творца с тварью, Бога с человеком.
Кому из нас, людей, не известно особое, захватывающее чувство, когда мы любуемся красотой природы, когда мы созерцаем цветущие луга, зеленеющие поля или шумящие леса, когда мы любуемся безбрежной морской далью или снежными вершинами гор, или усеянным звездами небосводом? Душа наша не может не видеть во всем этом руку великого Творца и божественного верховного Архитектора. Тогда понятными становятся нам слова Псалмопевца: “Дивна дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси” (Пс. 103,24). Тогда встречается душа наша с Богом.
Больше всего благодатных и радостных встреч с Господом мы имеем в святых Божиих храмах. Молитва святой Церкви, каждое действие, совершаемое во время богослужения: и благословения священнослужителя, и каждение благословенным фимиамом, и окропление святой водой, и помазание святым елеем, и вкушение благословенного хлеба за всенощной, и целование святого креста и святых икон - приближают нас к Богу, ибо все эти действия, освященные Духом Святым, являются для нас проводниками божественной благодати, соединяющей нас тесными и сладкими узами общения с нашим Спасителем и Богом. Оттого - то верующие люди всегда любили и любят посещать святые храмы, поддерживают их своими пожертвованиями, в них обновляются и совершенствуются. Храм есть место постоянного свидания с Богом, с небожителями, со святыми угодниками. В храме Божием совершается величайшее из всех чудес на земле - пресуществление хлеба и вина в спасительное Тело и животворящую Кровь Христовы. Здесь телесными очами мы видим Христа в святом Теле и в святой Крови, можем не только поклоняться Ему, но и принимать Его в свою человеческую храмину. Каждый, кто посещает храм, кто оставляет хотя бы на короткое время всякие житейские попечения и настраивает душу и сердце на волну божественного общения, знает, что такое молитва и что такое храм в жизни христианина.
Можно говорить до бесконечности о тех счастливых и радостных возможностях и случаях, которые даны нам, верующим людям, чтобы мы, встречаясь с Богом, познавали непостижимое, приобщались к необъятному и, будучи временными, привыкали к вечному.
Это все земные наши встречи. Но будет еще одна завершающая встреча с Богом - встреча на пороге жизни будущего века; независимо от того, желаем ли мы ее или нет, готовимся к ней или нет, она неизбежна для всех и для каждого. На земле дано нам время, силы, средства и возможности встречаться с Богом, чтобы эта последняя встреча была не страшной, а радостной и блаженной. Блаженны те, которые услышат в момент этой встречи глас Божий: “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира” (Мф.25,34). И горе тем, которые услышат другие слова: “Идите от Меня, проклятые...” (Мф.25,41).
Святой праведный Симеон, взявший ныне на руки Владыку и Спасителя и потому названный Симеоном Богоприимцем, подвигнул нас к размышлению о наших встречах с Богом. Он своей жизнью учит нас, что нужно для того, чтобы и наша встреча с Богом была радостной, мирной и благодатной. Всю свою долгую жизнь он был исполнен веры в грядущего Спасителя, ею жил и укреплялся. Святое Евангелие о нем говорит: “Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святой почивал на нем” (Лк.2,25).
Вера - наша путеводительница к Богу и вечному блаженству.
Пусть же верой и христианским упованием освещается путь каждого верующего человека, пусть это упование приведет нас через все волны житейского моря к тихой пристани, к нашему сладчайшему Господу Иисусу Христу. Аминь.