Рождество Христово (2)

В сегодняшнюю ночь святая Церковь вновь зовет нас перенестись мысленно в ту далекую и очень близкую вифлеемскую ночь, которая возвестила миру тайну Боговоплощения. Эта весть волнует нас и радует. Это ради нас, людей, и ради нашего спасения сегодня Безначальный начинается, приходит на землю в зраке раба Тот, Чье Царство - Царство на все века и владычество - для всех поколений.

Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного дал, дабы Он спас мир (Ин.3,16). Бог Отец посылает миру Сына Своего, Свою Единородную Любовь, чтобы мир познал любовь, уверовал в любовь и научился любить.

И вот Он «изъязвлен был за грехи наши, наказание мира нашего на Нем, ранами Его мы исцелились» (Ис.53,5). Глубока тайна смерти Бессмертного, как и нынешнее начало Безначального!

Сегодня пришел в мир Тот, Кто явил нам Бога. «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому хочет Сын открыть» (Мф. 11,27). «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14,9). Так мог сказать миру только Сам Бог, только Тот, Кто воистину является Единым от Святой Троицы.

В эту ночь открывается нам Бог так, как Он не был известен ранее. Он открывается нам Таким, Каким человек Его не мог ни помыслить, ни выдумать.

Издавна люди пытались создать себе представление о том, каков их Бог. Вырастали образы Бога, каким мыслил Его человек. В этих образах воплощалось все самое высокое и желанное. Бога великого, всемогущего, торжествующего человек мог помыслить и даже придумать. Но такого Бога, какой явился нам сегодня в Вифлеемских яслях, человек придумать не смог бы, потому что такого Бога он не избрал бы: Бога обнищавшего, Бога гонимого, Бога, опозоренного перед лицом всех людей; Бога, в Котором, по слову пророка Исаии, нет будто ни вида, ни величия (Ис.53,2); такого Бога человек не придумал бы себе; такой Бог мог только явиться, только Сам Себя открыть людям.

Ради того, чтобы понести грехи наши, Он становится одним из нас. Всесильный, ничем не ограниченный Бог входит в условия нашей ограниченности, принимает на себя все наше человеческое, кроме греха.

Он принес на землю любовь, и когда окружавшие Его поняли, что Он требует отречься от себя, умереть для своего эгоизма, себялюбия и страстей, - когда люди это поняли, они ужаснулись и отказались принять эту любовь, а Того, Кто принес ее, вывели из города и распяли.

Господь весь - святость и любовь. Господь не только Сам Себя таким являет. Он требует от каждого из мае, чтобы мы стали такими, как Он, дабы «истинною любовью все возрастали в Того, Который есть глава Христос» (Еф.4,15).

Христос принес на землю Откровение не только о Боге, но и о человеке, о его высоком призвании и о его богоподобном назначении. И это откровение о человеке, может быть, самое драгоценное, что у нас есть. Благодаря ему мы можем и должны приходить «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4,13).

Пусть всегда будет в наших сердцах и в нашем уме это высокое Божественное Откровение о сущности Божией, о сущности и назначении каждого из нас.

Станем мысленно у пещеры, где некогда родился Христос, и поклонимся Ему вместе с чистосердечными пастухами, мудрыми волхвами, праведным Иосифом Обручником, вместе с Пречистой Девой Богоматерью, с Ангелами и со всей спасенной тварью. Вместо золота, смирны и Ливана принесем в дар Христу красоту наших душ и чистоту наших сердец. Аминь.

Проповеди Блаженнейшего Митрпоолита Владимира (Сабодана)

Музей Блаженнішого Митрополита Володимира

Цитати

«Про силу материнської молитви свідчить безліч прикладів із церковної та світської історії. Кожна мати розумом і серцем уболіває за своїх дітей не лише через органічну єдність із ними, а й через те, що ій дана від Бога благодать молитися і піклуватися про дітей своїх. Жодне материнське зітхання, жодна материнська сльоза не залишаються марними, не побаченими, не почутими небом»