Богоматерь

БогоматерьПраведный Иосиф, прозванный Прекрасным, проданный некогда родными братьями в Египет, истолковал однажды египетскому фараону чудесный сон, сон, который касался семи колосьев полных и семи пустых, семи коров тучных и семи тощих, сон, который знаменовал собою наступление в Египетской стране семи плодородных годов и семи годов неурожая, страшного голода и общенародного бедствия. Египетский владыка и повелитель так был тронут необычайной мудростью Иосифа Прекрасного, что не знал как и благодарить его, как вознести его над всеми прочими, кто часто давал ему советы и разъяснял его сновидения. Обращаясь к Иосифу, он сказал: «Отныне будешь владыкой моего дома. Твои слова и речи будет слушать весь подчиненный мне народ. Разница между мною и тобою будет лишь в моем владычнем престоле. Ты будешь повелителем всего Египта». В знак власти фараон дал Иосифу царский перстень, одел его в царские одежды, египтяне падали перед ним на лица свои, называя Иосифа спасителем Египта. Заслужил эту славу Иосиф своей чистотой и непорочностью, своим чрезвычайным умом и своей кротостью. И народ его почитал и превозносил больше других людей в той стране.

От этого примера, братия и сестры, перенесемся мысленно к Той, Которую сегодня ублажаем в своих недостойных молитвах, к Той, Которую Владыка неба и земли избрал от всего рода человеческого, не от одной национальности или местности, а от людей всей вселенной, и дал Ей славу и великолепие до такой степени, что Она стала честнейшей херувимов и славнейшей без сравнения серафимов. Она снискала славу и величие, Она прославлена небом, Она славится на земле. Священное Писание, особенно книга, называемая Апокалипсис, или Откровение, ярко и выразительно свидетельствует о величии Божией Матери, Избранницы Отца Небесного, славы и украшения всего человечества. В 12-й главе мы читаем: «Явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами Ее луна, и на главе Ее венец из двенадцати звезд» (Откр.12,1). Святые отцы, толкуя Откровение апостола и евангелиста Иоанна Богослова, согласны в общем мнении, что это откровение относится к Ней, благословенной и пренепорочной Деве Марии.

Для того, чтобы показать глубину величия, славы и святости Божией Матери, святая Церковь уподобляет Ее священному Киоту, или ветхозаветной Скинии. В Ветхом Завете для иудейского народа самым святым предметом была Скиния Завета. Скиния Завета представляла собой ящик из кипариса, выложенный золотом. В нем находилось все достояние богоизбранного народа: две каменные скрижали, на которых боговидец Моисей начертал Божественные повеления, сосуд с манной, которой питал Господь странствующий 40 лет иудейский народ, и первосвященнический жезл Аарона. Скиния являлась величайшей святыней. Именовалась Скиния подножием ног Бога. Название такое давалось намеренно, так как иудейский народ был склонен к идолопоклонству и, чтобы сень славы Божией или место Его пребывания иудеи не приняли вместо самого Бога, она называлась так просто и предельно понятно.

Уподобляемая ветхозаветной Скинии, Божия Матерь святостью превзошла ее. Там скрижали, или закон Божий, а в Ней, благословенной, вместился Сам Законодатель. Там манна, питавшая иудеев, а здесь Сам Хлеб нетления, Пища вечной жизни, Хлеб, сшедший с небес. Там жезл Ааронов, а здесь вместилище Повелителя неба и земли, Который сидит одесную Бога Отца. Как же нам назвать такую Скинию? Священное из всего священного, что только есть в мире.

Слово Божие устами Самого Сына Ее и нашего Спасителя именует Ее Женой. Священное Писание устами святых евангелистов именует Ее Богоматерью. И только один евангелист Матфей добавляет: «Из Неяже родися Иисус» (Мф.1,16). Что может быть глубже, пространнее этого краткого наименования, усвояемого Божией Матери, которое говорит абсолютно обо всем. Само слово Богоматерь вмещает в себе глубину, которую никто и никогда не изведает, вмещает премудрость, которую все мудрецы мира никогда до конца не постигнут и не уразумеют, если того не откроет сердцеведец Господь, высочайшая Правда и вечная Истина.

Иногда у верующих возникает недоумение и даже некоторое чувство обиды: почему так мало повествует Евангелие о Божией Матери, когда о Ней хочется знать все или, по крайней мере, гораздо больше того, что мы знаем. Евангелисты сказали о Ней то, что изволил сказать Святой Дух.

Те, кто писали или говорили о Божией Матери, подобны двум художникам. Одному художнику дали задание изобразить небосвод дневной, а другому-ночной. Изображая дневной небосвод, художник прежде всего изобразил на полотне солнце и его светлые лучи, затмевающие и луну и звезды. Другой же, изображая ночной небосвод, изобразил луну и мириады ночных небесных светил. Так святые евангелисты, подобно первому художнику, дали Ей наименование Богоматерь и добавили устами евангелиста Матфея: «Из Неяже родися Христос». Этим они явили небосвод, на котором воссияло Солнце правды-Христос Бог наш. Евангелисты сказали все, к чему нельзя ничего добавить и от чего нельзя ничего отнять. Все же остальные - множество писателей, от которых мы узнаем о деталях и подробностях жизни Богоизбранной Отроковицы, подобны художнику, изобразившему ночной небосвод. Они указали на множество черт, которыми обладала Божия Матерь, они исчисляют и будут исчислять множество преславных Богоматерних добродетелей, которыми Она украшена и которыми Она воспитывает и назидает нас грешных.

Божия Матерь! В этом сказано все для нашего верующего сердца и для нашего Христом просвещенного человеческого ума. И мы величаем Ее, зная, что Она Божия Матерь, что из Нее воссиял Христос-Источник нашей жизни и нашего спасения.

Мы ублажаем Ее, мы приносим Ей архангельский глас, наши молитвы, наши скорби и радости за каждым богослужением, за акафистным пением каждую среду в этом, Ей посвященном храме. Сколько перед Ней вы, женщины-матери, сложили своих просьб и молитв, и зачастую не о себе, а о своих мужьях, о своих сыновьях и дочерях, о своих внуках, уповая на помощь Пречистой, милующей и покрывающей всех святым Своим омофором. Она слышит грешника и праведника, ибо Она Мать, а мы-Ее дети. Любовь материнская превыше всякой любви, какой бы огромной и сильной она ни была.

Существует древний, как мир, рассказ. Некий ожесточенный, и ослепленный грехом сын отрубил голову своей матери. Желая скрыть следы злодеяния, он взял в руки окровавленную голову и понес к обрыву. Оступившись по дороге, он упал и уронил голову матери. Отрубленная голова вдруг заговорила. То были слова не проклятия, а материнской любви: «Сын мой дорогой, не ушибся ли ты?». Этот древний рассказ свидетельствует о чувстве материнского любящего сердца.

Будем всегда и в нынешний вечер славить Божию Матерь, просить Ее, Преблагословенную, чтобы Она приняла нас в Свое любящее сердце, чтобы для каждого из нас Она была Одигитрией, Путеводительницей, чтобы помогала нам творить волю Ее Сына. Покров, защита и благословение Божией Матери да пребудут, братия и сестры, во все дни со всеми нами.

Аминь.

Проповеди Блаженнейшего Митрпоолита Владимира (Сабодана)

Музей Блаженнішого Митрополита Володимира

Цитати

«Про силу материнської молитви свідчить безліч прикладів із церковної та світської історії. Кожна мати розумом і серцем уболіває за своїх дітей не лише через органічну єдність із ними, а й через те, що ій дана від Бога благодать молитися і піклуватися про дітей своїх. Жодне материнське зітхання, жодна материнська сльоза не залишаються марними, не побаченими, не почутими небом»