Благовещение Пресвятой Богородицы (2)
Первые люди, наши прародители, были введены в райские обители, в прекрасный сад (Быт.2,15,22). Дивные растения услаждали человеческий взор. Чудесные плоды питали первых людей, и звери охотно повиновались Адаму и Еве. Сам Бог являлся первым людям - нашим прародителям, беседовал с ними, как беседует любящий отец со своими любимыми детьми, открывал им Свою святую волю, научая их истине и добру (Быт.2,16 - 17). И блаженство райское было воистину блаженством всеобъемлющим.
Божественное Откровение сообщает нам, что наши прародители не смогли сохранить святой союз с Богом (Ос.6,7). Они отдали предпочтение потребностям плоти, плоть стала господствовать над ними, злое вытеснило доброе (Рим.7,14,18 - 20). Бог после нарушения первой Его заповеди - не вкушать плодов от древа познания добра и зла - с горечью разрывает этот союз с первыми людьми, потому что Он, чистейшая Святость, не может находиться в союзе и общении с теми, у кого плоть стала господином духа, у кого плотские пожелания возобладали над духовными потребностями и запросами (Быт.3,23 - 24).
Проходили времена, углублялось падение человека, а вместе с падением - рожденная преслушанием пропасть, и все дальше и больше отдаляла она человека от Бога. Из Божественного Откровения мы узнаем, что с течением времени развивалась материальная, земная культура человечества, люди научились ковать железо, делать орудия труда и борьбы, возделывали землю, строили города, научились делать музыкальные инструменты, петь и играть (Быт.4,17 - 22), и почти не находим свидетельств о том, как же разпивалась и развивалась ли культура духовная. В Божественном Откровении о временах, относящихся к истории допотопного человечества мы обнаруживаем тот суд, который Господь изрек ему в следующих словах: “Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками этими, потому что они плоть” (Быт.6,3). Возможно, что во время всемирного потопа Бог потопил бы по заслугам все человечество без исключения, если бы Он сразу после падения наших прародителей, изрекая суд, не изрек и милость, дав обещание, что наступит время, когда “семя жены сотрет главу змия” - диавола, подвигнувшего человека на нарушение заповеди, на смерть и осуждение (Быт.3,15).
Что значит это “семя” и когда это время наступит? Обетование “семя жены сотрет главу змия” означало, что наступит время, когда среди людей воссияет Некто Такой, Кто будет иметь и силу, и власть победить господство зла и греха, пресечь все недоброе и нечистое, опять поднять человека горе, где ему и подобает быть по замыслу Божию, и дать все средства и возможности человеку обновиться, вернуться в сладкое послушание заповедям Божиим, а через исполнение этих заповедей вновь восстановить святейший союз со своим Творцом и Владыкой (Лк. 1,68 - 75,77 - 79). Обетование Божие, данное в раю не случайно святые отцы называют первым Евангелием. Оно было искрой Божественного тепла и светлой надежды, что Бог, как высочайшая Любовь (1 Ин.4,8,16), несмотря на порочную жизнь и поведение людей, не может отвратиться полностью от нас, но всегда ждет нашего благоразумия и всегда помогает нам (Ис.49,15). Эта искра согревала жизнь многих поколений ветхозаветного человечества. Ею жили допотопные патриархи, начиная от Адама и кончая Ноем, ею руководствовались и послепотопные блаженные мужи: Авраам, Исаак, Иаков, странствуя из одной страны в другую с твердым упованием на обетование Божие. Эта искра возгорелась потом в пламя на горе Хориве, когда Моисей видел купину горящую и несгораемую. Искра Божественного обетования и Божественного света претворилась в гром и молнию на горе Синае, когда у подножия горы собрался многотысячный еврейский народ, выведенный из египетского пленения; эта искра сияла многим ветхозаветным праведникам, в ее сиянии Давид воцарился в Иерусалиме, а сын его Соломон воздвиг первый и прекрасный Иерусалимский храм Богу живому и Богу истинному на Сионе. Эта искра теплилась в ветхозаветной истории (Евр. 11,2,4; 1 Кор. 10,4). В нынешний день благоволил Бог исполнить Свое обещание, данное в Ветхом Завете.
Ныне завершается ветхозаветное обетование, переходя в исполнение. Ныне в убогом галилейском городе Назарете происходит нечто такое, что действительно является началом нашего спасения, как именует это событие святая Церковь. Архангел Гавриил, явившись Деве Марии, происходящей из рода Давидова, принес Ей благую весть с небес о том, что от Нее наитием Святого Духа родится Единородный Сын Божий, Вторая Ипостась Святой Троицы - Христос, Начальник нашего спасения (Лк. 1,26 - 35). Церковь, воспевая это событие, предлагает земле благовествовать радость велию, а небесам - петь славу Божию, благоговейно размышляя о глубине Божией Премудрости и о Его неисследованных путях, которыми ведет Он нас к вечному блаженству. Избрал Бог от земли святое и незапятнанное Существо, Которое должно было стать Вместилищем Невместимого, Киотом величайшей Святыни в мире, Источником нашей радости.
Как же Она, Благословенная, восприняла весть небес? Может быть, с гордостью? - Нет. Может быть, с ропотом? - Нет. С недоумением, но с глубоким смирением и полной преданностью всемогущей воле Божией. Она подчиняется велению небес и от имени всех родов человеческих, бывших, настоящих и будущих, произносит: “Я раба Господня; пусть будет Мне по слову Твоему” (Лк.1,38). Она Своей готовностью вновь возвращает нас в сладкое послушание Богу, делает нас чадами Господними. Вот почему этот праздничный день так радостен для верующих людей, для всей Церкви.
Чтобы нас обожить, Бог становится Человеком, Невместимый вмещается. Происходит переоценка всех ценностей человеческих. Отметаются заблуждения, отступления, пороки и падения. Человеку вновь открылась глубина любви Божией, Божией Премудрости. Открылась дорога в небо, общение с небожителями, со святыми Ангелами (Евр. 1,14). Стало возможным для человека все, что благоволил Бог предуготовить и даровать нам для нашей пользы и для нашего спасения. Открывается небо, и Престол херувимский, и Святая Дева; Церковь на земле становится частью неба, где мы встречаемся с Богом и ходим в обновлении. Все, без исключения, стало нашим через Деву Марию, через событие Благовещения, через Боговоплощение. Остается одно: с трепетом познавать пути Господни, Его неизведанную премудрость и дела. Проникнуться благоговением к Благодатной Деве Марии, Матери Бога нашего, просить у Нее ходатайства, и помощи, и вразумления. Мы не одиноки в пустыне этой жизни, с нами Бог, с нами Пресвятая Дева. За все это надлежит воздать хвалу и благодарение Богу, восславить Пречистую, Преблагословенную, Честнейшую херувимов и Славнейшую без сравнения серафимов, и радоваться всегда тому, что мы - верующие люди, что мы Божии, что мы имеем все необходимое для богоугодной жизни на земле, и для жизни будущего века. Аминь.